Капитанская дочка
Повесть была задумана А. Пушкиным, когда он работал над романом «Дубровский» в 1832 году и изучал историю русского крестьянства, образно раскрытую в произведении «История села Горюхина». Для Пушкина — поэта, публициста, прозаика и историка, современность — результат предшествующего исторического развития России и ее народов. И трагическое положение крестьянства, лишенного элементарных человеческих прав и гражданских свобод, он также рассматривал исторически. «Одна только история народа может объяснить истинные причины, ужасающе бедственного положения крепостного крестьянства», — писал Пушкин. Он внимательно изучает историю крестьянства, содержание и причины многочисленных крестьянских волнений в XVII–XVIII вв. Его привлек и поразил известный факт участия в восстании Пугачева, гвардейского офицера из высшего дворянского сословия. И это был первоначальный толчок к задумке повести «Капитанская дочка». В ходе сбора материала для книги этот факт претерпел значительные изменения, а замысел повести полностью сложился после путешествия Пушкина на Волгу и Урал в 1834 году и окончания работы над книгой «История Пугачева». Долго шел Пушкин к завершению своего замысла. Лишь шестой вариант сюжета повести «Капитанская дочка» удовлетворил взыскательного автора. Гвардейский офицер Шванвич — участник восстания на стороне Пугачева, превратился в главного героя повести Петра Андреевича Гринева — молодого дворянина «средней руки», мечтавшего о гвардейской службе в Санкт-Петербурге, однако направленного в один из отдаленных гарнизонов Оренбургской губернии — в крепость Белогорскую общевойсковым офицером к командиру крепости капитану Миронову. К тому же, Петр Гринев, случаем сведенный с Пугачевым, в отличие от исторически реального Шванвича, лишь в чем-то сочувствовал Пугачеву, оставаясь чуждым ему по духу и сословию. Их связи крайне непрочны. Пушкин часто подчеркивает случайность спасения Гринева, заостряет внимание на опасности его положения, вызванного колебаниями Пугачева к «барчуку».
Повесть «Капитанская дочка» по объему небольшая, однако она тематически так широкоохватна, что многие исследователи называют ее романом. В этой книге нашла яркое отражение жизнь различных социальных слоев в России XVIII века, от крепостного крестьянства, дворянского круга людей до императорского двора Екатерины II, широко показано восстание Пугачева и отношение к нему двора императрицы Екатерины, нравы, быт повстанцев, народные традиции. В «Капитанской дочке» представлены исторически реальные картины, широко охватывающие российскую действительность эпохи Екатерины II — эпохи, отмеченной широкими волнениями крестьянства — от Казани до Урала. Пушкин ярко показывает и глубоко раскрывает весь комплекс явлений и событий, связанных с восстанием крестьянства. В художественных образах освещает социальные истоки, причины самого восстания и исторически обосновывает самозванство Пугачева, присвоившего себе титул русского царя Петра III. В повести находим картины кровавых расправ крестьян с помещиками, милосердие и жестокость Пугачева, дворянской расправы с восставшим крестьянством. Автор, раскрывая отрицательное отношение крестьян к помещикам, дворянам и к двору Екатерины, указывает и на слепую веру в «царя-батюшку».
В повести показаны самые различные слои общества и представители разных народов, населявших юг Урала. Значительный интерес вызывают образы башкира, калмыка, чуваша, черемиса — свидетельство не узкого движения недовольных жизнью повстанцев, а широкого всенародного крестьянского восстания. Пушкин, оставаясь верным самой истории, изображает пугачевское восстание не разбойничьим бунтом, а именно широко организованным восстанием, но лишенным будущего, обреченным на неминуемое поражение. Самозванный Петр III (Пугачев) пользуется в крестьянских кругах, так сказать, «всенародным признанием». Пушкин неоднократно это показывает в повести: «Народ повалил на площадь, жители выходили из домов с хлебом и солью». При появлении Пугачева «раздавался колокольный звон» (гл. VII); «Народ пошел провожать Пугачева» (гл. VIII); Народ толпился на улице... кланялся в пояс" (гл. X). Где бы ни появлялся самозванец Петр III, везде его встречают люди восторженно, возбужденно, радостно. И это естественно, ибо темные малообразованные народы России и не могли себе представить жизнь без царя-батюшки. Это — многовековая традиция, и Пушкин не мог ее нарушить, ибо это влекло за собой искажение исторической действительности. Всеохватную роль «правдивого вымысла» в исторической прозе (романе, повести, рассказе) и в частности в «Капитанской дочке» Пушкин увязывал с требованием правдиво освещать историю, исторически верно рассказывать о людях и событиях прошлого, взятых для сюжета своего произведения; романист обязан, считал Пушкин, «воскресить минувший век во всей его истине».
Образ Пугачева в Капитанской дочке
Образ Пушкинского Пугачева в капитанской дочке, в отличие от многих других попыток в XIX веке осмыслить эту необычную фигуру в истории, это прежде всего незаурядная личность и в то же время человек, не лишенный недостатков. В нем органично сочетаются и качества смелой личности, вождя и организатора народного движения и удалого разбойника с «загубленной головушкой». Об этом говорит и эпиграф, предпосланный главе «Вожатый», которая знакомит читателя с обликом Пугачева: «...сторона незнакомая!... Завела меня, доброго молодца, простота, бодрость молодецкая и хмелинушка кабацкая» (из старинной песни). В этом эпиграфе — значительная часть авторской характеристики Пугачева. И первая встреча читателя с Пугачевым сопровождается нелестными эпитетами «черное», «воз не воз», «волк или человек», «добрый молодец» и т. п. Однако это вовсе не значит, что Пушкин в образе «доброго молодца» Пугачева видел личность только отрицательную. Образ Пугачева при всем этом, с одной стороны, «овеян искренним и глубоким сочувствием поэта», с другой — реалистичностью изображения Емельяна Пугачева — таким, каким он был на самом деле:
Вот мой Пугач — при первом взгляде Он виден: плут, казак прямой! В передовом своем отряде Урядник был бы он лихой.
(Из письма к Денису Давыдову)
В повести Пушкин часто указывает на такие качества характера Пугачева, как пытливость, большой разум, смекалка; он свободен от рабского унижения, так характерного для множества крестьян. Образ Пугачева в значительной мере раскрывается в сценах и картинах взаимоотношений с Петром Гриневым. Судьба Петра Гринева переплетается с семьей Мироновых — комендантом крепости Иваном Кузьмичом, его женой, Василисой Егоровной, дочка Машенькой, и дуэлянтом и повесой Швабриным.
Глубокая связь Пугачева с беднейшими слоями населения, жесткая, доходящая до жестокости непримиримость к дворянству, помещикам-крепостникам и, вместе с тем, христианское великодушие, какая-то присущая только Пугачеву наивная гуманность, лихой героизм, большой необразованный талант, упакованный в казацкую обывательскую скорлупу, и казачья удаль — таковы ведущие черты характера Пугачева, раскрытые Пушкиным в ходе изображения крестьянского восстания и его разгрома.
Капитанская дочка — Швабрин
Галерею образов от императрицы до Савельича дополняет образ гвардейского офицера Швабрина. Он умен, по-дворянски хорошо воспитан, дерзок, порывист, но легкомыслен. Безумно влюблен в Машеньку Миронову, ради нее готов на предательство своего сословия — из гвардейского офицера превращается в сообщника Пугачева.
В личности Швабрина показана паразитическая часть «золотой» дворянской молодежи екатерининского времени. Он вполне усвоил традицию «полупросвещения», растеряв высшее достоинство императорской гвардии — офицерскую честь. Эта черта проявилась и в дуэли с Гриневым. Он наносит шпагой удар в то время, когда Петр был не готов к отражению. И его любовь к Машеньке в сущности бесчестна, эгоистична, лишена глубокого чувства. Швабрин морально опустошен.
Капитанская дочка — Мироновы
Как бы в противовес эгоисту Швабрину, презирающему Мироновых, попирающему офицерскую честь и человеческое достоинство, в повести представлена семья коменданта крепости — «людей государственных», патриархальных взглядов, простых и добродушных. Безвестный, ничем не примечательный комендант крепости, прошедший армейскую службу от рядового солдата до капитана, его жена представляют ту часть обедневшего дворянского сословия, которому присущи и высокие патриотические чувства и самоценное понимание воинского долга. Они добродушны и простосердечны, наивны и доверчивы, как дети. И в то же время в них уживается и суровость оценок происходящего и жестокость по отношению к взбунтовавшимся крестьянам. В сущности Мироновы — плоть от плоти крепостники. Их добродушие и милосердие вмиг исчезают, когда они соприкасаются с крестьянским неповиновением. Такова нравственная сущность крепостнической действительности, раскрытая Пушкиным в характерах старших Мироновых. Повесть «Капитанская дочка» учит нас понимать и правильно оценивать характеры и поступки людей, различать честность, мужество, порядочность и преданность; узнавать в человеке подлые и низкие черты, прикрытые камуфляжем благородства и чести.
В правдивом изображении пугачевской истории важную роль играет язык героев, в котором отражаются их характеры, своеобразие мысли, чувства, условия их жизни в период восстания. Лаконична, выразительна речь Пугачева, который постоянно прибегает к пословицам. Строго литературным, присущим дворянству языком говорит Гринев; просторечно выражаются люди старшего поколения — в семье Мироновых; в языке слуги Гринева — старого человека Савельича сочетаются просторечные выражения с литературными оборотами, заимствованными им у дворян. Вообще язык повести, речевые характеристики героев — предельно точны и лаконичны.
Правда и художественный вымысел в повести "Капитанская дочка"
В одном из стихотворений А. Пушкин предельно полно выразил всепоглощающую роль художественного вымысла в правдивом изображении живой или исторической («окаменевшей во времени») действительности: «над вымыслом слезами обольюсь». Были попытки в наше время «расшифровать» эту замечательную поэтически оформленную концепцию художественной литературы — вообще любого искусства. И всегда получалось плохо, примерно так: «От души порадуюсь тому, что сам выдумал», т. е. сказал или рассказал то или о том, чего не было, т. е. солгал. А это безнравственно: всякая сплетня тоже есть «выдумка»; или: «обмани человека ловко и радуйся своему обману» — в сущности это то же самое — безнравственность. Так что же, выходит Пушкин — одобритель лжи, зовет людей к обману? Ничего подобного! Все реалистическое искусство — будь то поэзия, проза, живопись или тем более музыка — потому в высшей степени правдиво, что в основе его как нечто базовое, непременное лежит вымысел; правда — не вообще всякий вымысел, а художественный, поэтический вымысел, благодаря которому и создается автором произведение. Художественный вымысел всегда основывается на конкретном жизненном материале, конкретных жизнеутверждающих фактах, представляемых в произведении в виде ярких запоминающихся картин, взятых из происходящих событий и явлений действительности — картин, отображающих дух, атмосферу времени, состояние, становление или развитие общества. Художественный вымысел — это совокупность изобразительных средств, воссоздающих правду жизни, которая определяется как художественная правда.
Великий русский критик XIX века В. Г. Белинский, суждения которого о значении художественного вымысла и теперь не утратили своей ценности, подчеркивал, что писатель или поэт «не обязан описывать, как герой его романа обедал каждый раз; но поэт может изобразить один из его обедов, если этот обед имел влияние на его жизнь». И далее, прибегая к более конкретному суждению, добавляет: «Если герой романа рыцарь, то поэту не для чего описывать все его поединки и сражения, но поэт может описать... и один поединок.., если характер героя обозначился так полно и резко, что мы по одному его поединку знаем уже, как бы он стал сражаться в тысяче других».
В духе этих суждений Белинского А. Пушкин создает художественную правду о восстании крестьянства под предводительством Пугачева, широко используя факты из его многогранной, трагической жизни. Художественная правда в произведении выстраивается с помощью вымысла на ограниченном пространственно-временном поле; воссоздается порой целая эпоха большой страны путем строго отобранных, самых характерных фактов живой действительности.
Повесть «Капитанская дочка» отмечена той особенностью, что действие разворачивается на небольшом пространстве и в сравнительно ограниченное время, однако сюжет ее воссоздает сложную картину социальной жизни России XVIII века — от дворцовой жизни императрицы Екатерины II, дворянского быта, до глубин крестьянского волнения. В повести представлены образы исторически реальных людей — Пугачев, Екатерина II, Белобородое, Хлопуша, генералы, офицеры регулярной армии и войска восставшего крестьянства. Действуют и вымышленные Пушкиным герои — Машенька Миронова, Петр Гринев и другие, дополняющие своими действиями социально-нравственную обстановку в Оренбуржье и стране пугачевского периода. Однако сама историческая картина представлена в переплетении реальных событий с эпизодами, созданными творческим воображением (т. е. художественным вымыслом) Пушкина, что и обусловило правдивость и историческую достоверность повествования в «Капитанской дочке».
Воображение писателя всегда необходимо. Кому, скажем, известно, что и как говорил Пугачев в частной беседе со своими единомышленниками за утренней трапезой или, что и как он думал, осмысляя предстоящее сражение с царскими войсками, или, что чувствовал вымышленный герой Петр Гринев, когда понял, что заблудился в ночной мгле на занесенной снегом дороге в Белогорскую крепость. А вспомним письмо слуги Петра Архипа Савельева отцу молодого барина, которое начинается словами «Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!» и заканчивается подписью «Верный холоп ваш, Архип Савельев». Все эти и им подобные «факты» в «Капитанской дочке» — вымысел писателя, основанный на своем жизненном опыте, опыте крепостного строя и на возможном психологическом напряжении героев, вызванным сюжетными обстоятельствами.
А кто знает, какие чувства, какое душевное состояние испытал офицер, сначала приговоренный Пугачевым к повешению, а потом им помилованный? Кстати сказать, подобный случай на самом деле произошел в период восстания и зафиксирован в исторических документах.
С помощью художественного вымысла писатель не столько описывает события, сколько правдиво оживляет картины жизни далекого прошлого, сводимые в единое сюжетно-композиционное повествование. Правдивость пушкинского художественного вымысла и достоверность изображения действительности XVIII века подтверждают многие факты из его творческой лаборатории. Например, работая над материалами «пугачевского бунта», Пушкин не смог ознакомиться с протоколами допросов Пугачева. И потому он многое из его биографии и истории восстания вынужден был домысливать, о многом догадываться. Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым, где он произнес теперь крылатые слова: " чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там, что бог даст". Смысл этого выражения в том, что прожить пусть малую жизнь, но со славою, с великой пользой. Так вот, когда в XX веке эти протоколы допроса были опубликованы, то неожиданно оказалось, что произнесенные Пугачевым в калмыцкой сказке крылатые слова близки ему по духу и мысли. В протоколе есть такая запись: «что до намерения его идти на Москву и далее, то других видов не имел, как то: если пройдет в Петербург — так умереть славно, имея всегда в мыслях, что царем быть не мог, а когда не удается того сделать, то умереть по сражении: «Ведь все равно я смерть заслужил, так похвальней быть со славою убитым...».
Художественная правда в повести «Капитанская дочка», несмотря на обилие вымысла в ней, близка к исторической правде о Пугачеве и крестьянском восстании. Пушкин показал и жестокость восстания и свирепый нрав Пугачева.
Вспомним картину разрушения и разграбления в доме Мироновых, лаконично представленную писателем глазами Петра Гринева, который, беспокоясь о судьбе Машеньки, вошел в дом коменданта крепости: «Все было пусто; стулья, столы, сундуки были переломаны; посуда перебита; все растащено». Ту же картину дикого разрушения наблюдаем и в комнате Марьи Ивановны, куда вошел главный герой. Здесь тоже все было перевернуто, разбросано, «шкаф был разгромлен и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустелым кивотом». Предельно точен писатель и в речевых характеристиках героев, в той или иной мере раскрывающих облик персонажей. Вот речевая характеристика старого генерала в Оренбурге, подчеркивающая его немецкое происхождение: «Поже мой, — сказал он. — Тавно ли, кашется Андрей Петрович был еще твоих лет... Ах, фремя, фремя!» Своеобразна речь и Пугачева, сочетающая в себе и некую величавость и «холопскую» сущность его происхождения: «Это старинушка, — одергивает он Савельича, — уж не твоя печаль, пропью ли я или нет (обещанную Гриневым „полтину“). Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопское дело не спорить и слушаться». Выражения «не твоя печаль», «старинушка», «твое холопское дело», «слушаться» звучат величественно-назидательно, а «его благородие мне жалует», «его барская воля» — подчеркивают простонародность происхождения Пугачева, а элемент слепой крестьянской покорности — традиционную угнетенность народа самодержавием и дворянством. Барские замашки отмечены в речевых характеристиках молодого барина Петра Гринева — в сущности человека доброго и отзывчивого: «Прошу не умничать! Сейчас неси сюда тулуп», — повелевает он своему слуге.
Повесть Пушкина учит нас понимать и правильно оценивать характеры и поступки людей, отмечать честность, мужество, преданность, узнавать и ос ждать в человеке подлые и низкие порывы. Пушкин обладал «необыкновенным искусством немногими чертами означать весь предмет» (Гоголь). О художественной прозе поэт писал: «Точность и краткость, вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни чему не служат...».
Этими достоинствами отличается сама повесть писателя — одно из замечательных произведений исторической романистики. «Пушкин написал „Капитанскую дочку“, решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только сама правда, но еще как бы лучше ее».
|