Биография - Генрих Гейне
(1797-1856)
Немецкий поэт, прозаик, эссеист Генрих Гейне, родился в семье еврейского торговца Самсона Гейне и Бетти ван Гельдерн в городе Дюссельдорф, на Рейне. Рейнская область была экономически более развитой, чем другие. Здесь уже 1805году с приходом французских войск была отменена феодальная повинность и введено более прогрессивное законодательство. Поэтому, из раннего возраста Гейне имел возможность видеть не только феодальную отсталость страны, но и побеги новой Германии. С 1810 по 1812 год Генрих Гейне учился в Дюссельдорфском лицее. Следующий год провел в конторе богатого банкира во Франкфурте-на-майне. В 1816 году Генрих продолжил занятие коммерцией в Гамбурге в торговой фирме дяди - миллионера Соломона Гейне.
Первое литературное выступление Гейне относится к 1817 году, когда в журнале "Гамбургский страж" были напечатаны его первые стихотворения. Юношеская лирика Гейне была отзывом на первую неразделенную любовь к кузине Амалии.
На средства дяди юноша поступил в Боннский университет (1819), откуда потом переехал в Геттингенский университет (1820), но вынужденный был оставить его в связи с дуэлью. Он изучал юридическую науку, философию, литературу. В 1821 году вступил в Берлинский университет, где слушал лекцию философа Гегеля, одного из самых образованных людей в свое время. Позже Гейне выступил с глубоким анализом немецкой философской системы. В декабре 1824 году Генрих возвращается в Геттингенский университет. В этом же году его принимают в доме Гете в Веймаре. В 1825 году Генрих Гейне защитил в Геттингенском университете диссертацию на степень доктора права, а накануне принял лютеранство. Потом он много путешествует, посещая Англию, Италию. Впечатления от этой поездки отразились в его дорожных очерках. Во время летнего отдыха Генрих Гейне прочитал в газете об Июльской революции. Это подтолкнуло его к решению поехать во Францию.
Генрих Гейне прибыл в Париж 14 мая 1831 года. Вся последующая жизнь прошла в столице Франции. В Германию он боялся возвращаться, ведь ему угрожал арест за острые политические произведения. На протяжении жизни Гейне побывал в Германии два раза, чтобы навестить мать и уладить дела с издателем (1844). В последующем поездка к Германии была невозможной по состоянию здоровья: у поэта был паралич спинного мозга. В мае 1848 года он в последний раз вышел из дома, чтобы посетить Лувр. Остальные годы он был прикован к кровати. Проживая в Париже, Генрих Гейне встречался со многими выдающимися людьми: Оноре где Бальзаком, Жорж Санд, Гансом Кристианом Андерсеном, Рихардом Вагнером, Фердинанадом Лассалем и Карлом Марксом.
Лирические стихотворения раннего периода творчества Гейне составили целую книгу "Книга песни" (1827). Этот поэтический сборник принес ему признание в Германии, а в дальнейшем и во всем мире. При жизни автора она выдавалась 13 раз; много стихотворения были положены на музыку Р. Шуманом, Ф. Шубертом, И. Брамсом, П. Чайковским, Г. Штраусом, Е. Григом и др. История переживаний лирического героя образно передает мировосприятие молодого поэта, который находится в глубоком несогласии с окружающим миром. Содержание первых циклов "Книги песни" не исчерпывается несчастной любовью поэта к богатой гамбургской родственнице. Тема неразделенной любви в "Книге песни" служит лишь поэтическим выражением трагического одиночества героя в мире. Эти настроения усиливает романтичный образ одинокой сосны, известный русскому читателю за знаменитым переводом М. Лермонотова. Если первые циклы "Книги песни" написаны по традиции немецкой романтичной лирики, то впоследствии своеобразие поэтического таланта Гейне появилась со всей яркостью. Он умеет причудливо совмещать романтичные сны с точностью и ясностью реалистичной детали. Он искусно пользуется иронией как средством разоблачения несбыточной иллюзии, выдумки, но снова и снова сам возвращается к романтичным образам. Значительное влияние на поэтическое творчество Гейне произвела немецкая народная песня, на образцах которой он учился мастерству непосредственного, искреннего изображения чувств.
Генрих Гейне начинал писать в то время, когда в Германии лирическая поэзия переживала расцвет. Эпоха романтизма сделала лирику традиционным жанром немецкой литературы. Его поэзия стала высшим достижением немецкого романтизма. Генрих Гейне отбрасывал обветшалую поэтическую условность, говоря о своих чувствах без риторики и поэтики, а иногда позволял себе даже иронизировать над страстью своих чувств. Простота, естественность, импровизационность его поэзии покорили тогдашнего читателя. Гейне способствовал "упрощению" лирики, из космической высоты и необозримой дали он перенес поэзию в бюргерскую гостиную, но от этого она не перестала быть искренней и значительной. Без любви нет счастья, без счастья невозможная жизнь - это кредо лирического героя "Книги песни" Гейне. Лирические стихотворения насыщены признаками обиходности, которые вынуждают поверить в искренность чувств. Сквозь лирическую взволнованность постоянно прорывается ироническая интонация. Герой "Книги песни", каким бы ни был щастливым, всегда помнит, что это лишь мгновение, а не извечное блаженство. Он находит в себе силу улыбнуться даже когда его чувства не разделяют, жить дальше и опять любить. Благодаря иронии Гейне поднимается над своим лирическим героем, автор всегда более мудр, чем тот, о ком он пишет. Названием "Книги песни" Гейне определил жанр и традицию своей лирики: поэт в первой своей книге близок к традиции немецкого фольклора. Он взял некоторую темы и мотивы из устного народного творчества, формы многих его стихотворений близки к песне. Подобно немецкой песне стихотворения Гейне часто похожие на лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Жанровое своеобразие песни обусловило свободную и поэтическую форму, чем автор и руководствуется. Вместе с тем в "Книгу песни" вошли много стихотворений, которые были написаны в строгих канонических жанрах сонета, баллады, романса. Молодой Генрих Гейне пытался использовать свое поэтическое умение в разных жанрах, которые варьировали изменения настроения лирического героя.
"Книга песни" состоит из четырех разделов. Первый раздел, "Юношеские страдания", является наиболее романтичным. Перед нами - переживание и муки неразделенной любви. Лирический герой впадает в отчаяние. Он воспринимает свою трагедию как наибольшую в мире. Жизнь и смерть борются в его сознании. Второй раздел, "Лирическое интермецо", изображает страдание как извечнуе, но всегда новую историю. Поэтому это примиряет страдание с жизнью, тоску сменяет светлая печаль. К этому циклу принадлежат стихотворения о сосне, пальме, известные нам в переводе М. Ю. Лермонотова, хотя в стихотворениях Гейне "сосна" - мужского рода, а "пальма" - женского рода, и тематика имеет более глубокую любовную направленность. В третьем разделе, "Возвращение на родину", любовные страдания юности уже воспринимаются на часовом расстоянии, наводя на мысль переосмысления всего, что случилось. Гейне использует мотив странствий, где разочарованный лирический герой оставляет родные места и теперь, вернувшись, смотрит на все просветленным взглядом. Юношеские страдания теперь дороги для него лишь как воспоминания. В этот цикл входит знаменитое стихотворение, посвященное рейнской красавице Лореляй. Это давняя народная легенда о погибшей несчастной красавице, которая выплывает на побережье и завораживает всех, кто плывет Рейном вблизи высокой скалы, и это приводит к трагедии. Именно Гейне сделал этот сюжет очень популярным, и его стихотворение стало народной песней. Лореляй воплощает гиблую силу любви, которой она наделена не по своей воле, ведь любовь - это сложное, загадочное чувство, которое очень трудно понять. В последнем разделе - "Северном море" - доминирующим становится аналитическое начало. Лирический герой, который пережил разочарование, потерю, стремится теперь жить одной жизнью с природой, почувствовать себя маленькой, но необходимой частью вселенной. Ему кажутся теперь напрасностью пустые волнения, он избавился от романтичной мечты и иллюзии. Символическим, в этом плане есть стихотворение "Корабельная авария", которое перевел Ф. И. Тютчев.
В 1826-1831 годах Гейне пишет "Подорожные картины" - серию художественных очерков, в которых на первый план выходит личность автора, это страстный, любознательный наблюдатель, который поддает критике современную ему действительность. Путешествие Гарцом служит для автора поводом, чтобы выразить свои мнения о разной стороне общественной, политической и культурной жизни Германии.
В 30-ые годы началась бурная публицистическая деятельность Гейне. Он печатает серию статей, в которой знакомит немецкого читателя с Францией времен Июльской монархии. Когда осенью Гейне осуществил поездку в Германию, он почувствовал, как изменился за эти годы: приобрел большой общественный опыт, завладел передовой идеей в свое время. По возвращении поэта из Германии в декабре 1843 года он встретился с молодым политическим мыслителем Карлом Марксом. Между ними установились тесные дружеские отношения. Важную роль сыграло знакомство с учением утопических социалистов, особенно Сен-Симона. Идея Сен-Симона нашла отображение в первом разделе его новой поэмы "Германия. Зимняя сказка" (1844). Сюжетом ее послужило путешествие писателя по Германиии. В ней скрыт острый политический конфликт. Образ родины Гейне изобразил в четком часовом и пространственном измерении. Пространство поэмы - это территория Германии, каждый новый раздел - это новое место, в то же время реальное и условное. В центре авторского внимания - современность, хотя он иногда обращается к наполеоновской эпохе или к давности, которая стала уже мифами и легендами.
Восстание ткачей летом в 1844 году всколыхнуло всю Германию. Это событие нашло отображение в творчестве многих поэтов и художников, которые стремились вызывать сочувствие к тяжелой судьбе ткачей. Гейне отозвался на это событие стихотворением "Силезские ткачи" (1844).
В последнее десятилетие жизни поэт был прикован к кровати, эти восемь лет он называл "матрасной могилой". События в Германии глубоко волновали поэта. Он обвиняет трусливую немецкую буржуазию, ее предательское поведение во время революции. Тяжелые размышления вызывает поражение революционной силы Германии и Венгрии ("В октябре", 1849). Сборник "Романцеро" (1851) отображает настроения горечи, его взгляд на ход истории становится пессимистичным.
|