Проза Пушкина
Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Обращаясь к Вяземскому с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов, Пушкин сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей — без них блестящие выражения ничему не служат».
Художественное исследование поведения человека определяет внутреннее единство «Повестей Белкина» (1830). Цикл считается началом нового периода творчества Пушкина. При кажущейся простоте, понятности цикла, событий, происходящих в повестях, «не загадочных», объяснимых чувств персонажей «Повести Белкина» понимаются исследователями по-разному:
- как противопоставление двух миров — европейского (Маленькие трагедии) и русского;
- как широкий срез жизни нескольких социальных слоев (провинциальные помещики, офицерская среда, ремесленники, чиновники 14-го класса, русские барышни, крестьяне);
- как пародия на жанр романтической повести;
- как ироническое освещение разных сторон русской жизни (реакция Баратынского).
Русская повседневная жизнь изображается изнутри благодаря введению образов рассказчиков (титулярный советник рассказывает «Станционный смотритель»; полковник — «Выстрел»; приказчик — «Гробовщик»; девица — «Метель» и «Барышню -крестьянку»), всех их объединяет Иван Петрович Белкин — главное лицо цикла. Пушкин скупо характеризует Белкина (сосед, ненародовский помещик, образование, служба в армии после 1812 г. и до 1825 г. и т. д.), подчеркивая отношение к писательству и литературе.
Себе Пушкин отводит скромную роль издателя (этого раньше не было). Таким образом, Пушкин создает «целую систему повествовательных опосредовании» (В Виноградов) Повествование ведется на трех уровнях. Первый уровень непосредственный очевидец. Полковник («Выстрел») — сам дуэлянт, но история Сильвио и для него выходит за рамки офицерских дуэлей. Титулярный советник передает историю Вырина как заурядную. Девица старше и опытней героинь «Метели» и «Барышни — крестьянки». Приказчик не может понять сон Адрияна («Гробовщик»).
На втором уровне — белкинская версия и трактовка услышанных историй: «Избрал замечательные анекдоты... и старался украсить истину живостью рассказа, а иногда и цветами собственного воображения».
На третьем уровне — пушкинская концепция жизни. При отсутствии тематического единства жизнь и судьба каждого персонажа определялась обстоятельствами Именно обстоятельства вскрывались на пушкинском уровне повестей.
В «Станционном смотрителе» и «Выстреле» проблема поведения человека рассматривается в условиях социального конфликта. Две повести дают два разных ответа на один и тот же вопрос. Они же начали в русской литературе тему «маленького человека», продолженную Гоголем (Шинель), Достоевским (Бедные люди) и т. д. Новый герой, введенный Пушкиным, свидетельствовал о демократическом и гуманистическом характере русской литературы.
К «Повестям Белкина» примыкает написанная в жанре неоконченной повести «История села Горюхино» (Макргоненко), хотя другие исследователи (В. Кулешов) считает ее завершенным произведением. Обычно значение болдинской прозы Пушкина определяется созданием образа «маленького человека», но «История села Горюхино» также оказала сильное влияние на последующую литературу Пушкин открыл ею новую область реализма, новые способы утверждения идеалов через обличение отрицательного.
Вершиной пушкинской прозы тридцатых годов стал исторический роман «Капитанская дочка». Автор читал его друзьям (у Вяземских в присутствии Жуковского) 1 ноября 1836 г. Эпиграф к роману «Береги честь смолоду» через несколько дней (после получения пасквиля) станет главным ориентиром в оставшиеся три месяца жизни Пушкина.
Пушкинский реализм в этот период сочетает постановку глубоких вопросов и неоднозначность ответов. Художественный прием, к которому обращается Пушкин, - рассказ от чужого лица Именно так в виде семейных записок написана «Капитанская дочка». Используя документальный материал, собранный для «Истории Пугачева», автор создает вымышленный сюжет с вымышленными героями и подлинными историческими лицами. Испытание на человечность оказывается решающим для участников конфликта. В центре повествования не столько пугачевское восстание, сколько судьба простых обыкновенных людей.
Петруша Гринев — по рождению, присяге на стороне дворян, по законам человечности — на стороне Пугачева. Гринев не испытывает к Пугачеву никаких неприязненных чувств — он обязан ему и жизнью, и спасением Маши. В Пугачеве Гринев видит сильного, волевого человека, а из рассказанной "калмыцкой сказки" узнает его философию жизни. Пугачев — самый сложный характер, созданный сложными художественными приемами (двойной смысл главы "Вожатый", где Пугачев выводит путников на дорогу, и где он вожак восстания; сон Гринева о чернобородом мужике с топором; застолье, пение, признания Гриневу о своих товарищах).
Особое место в образной системе принадлежит Маше Мироновой, в ее честь -заглавие " Капитанская дочка". Маша, в отличие от родителей Петруши, не может поверить в его измену и спасает Гринева. Во все войны и восстания самая тяжелая ноша была на плечах женщин, они выживали в нечеловеческих условиях и спасали близких.
Два спорных вопроса в понимании пушкинского произведения: 1) судьба "Пропущенной главы"; и 2) кто стает за словами о " бунте — бессмысленном и беспощадном" — Гринев или автор.
"Сравнительно с "Капитанской дочкой" все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая, правда но, еще как бы лучше ее" (Гоголь " В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность?").
Пушкин — художник обращает свой исторический роман к будущему, знание прошлого прогнозирует будущее и оценивает настоящее. Соотнесенность повествования о прошлом с современностью обозначается назидательным обращением Гринева к внуку, которым и заключается повествование. "Капитанская дочка" — последнее из прозаических произведений и вместе с тем "маленькая", но первая народная эпопея (Е. Н. Купреянова). Проблема крестьянского восстания, отношение к нему дворянства, в широком смысле проблема добра и зла не могли получить однозначного решения, но главное — они поставлены Пушкиным.
-
Литературный сайт eng--rus.ru предлагает книги на русском и английском языках, в наличии уже имеется литература выдающихся писателей в двух вариантах и с каждым днем их колличество увеличивается.
|