Поэтика «Слова о полку Игореве»
Стиль, система образов. Характерные черты «Слова о полку Игореве» как художественного произведения особенно наглядно уясняются при сопоставлении его с повестью о походе Игоря Святославича на половцев, вошедшей в Ипатьевскую летопись.
Летописная повесть передает последовательно все основные подробности похода Игоря. А «Слово» стремится не к передаче последовательных моментов игорева похода и возвращения его из плена, а к возбуждению прежде всего чувства жалости и участия к игоревой беде и к уяснению всего происшедшего в плане определенной политической ситуации.
С этой целью автор «Слова» дает ряд сменяющих друг друга лирических картин, в которых фактический элемент отходит на задний план и уступает место образному описанию отдельных наиболее драматических моментов, связанных с судьбой Игоря и его войска.
В «Слове», несмотря на приверженность автора христианской религии, чувствуется присутствие элементов языческой мифологии.
Начиная «Слово», автор следует не столько традициям исторической повести своего времени, сколько «замышлениямБояна», жившего в Х1—XII вв. Следуя его буйной фантазии, автор вместо традиционной воинской повести создает одновременно страстную лирическую песню и волнующее публицистическое произведение, сам становясь судьей не только настоящего, но и прошлого русской истории, часто отвлекаясь от описаний, чтобы перейти к рассуждениям и размышлениям.
Автор не интересуется точными фактами, пытаясь передать общее впечатление от событий и заставить читателя пережить и прочувствовать их.
В «Слове» гиперболически описаны плоды игоревой победы, так же как со всей художественной выразительностью описана драматическая ситуация битвы, окончившейся поражением.
Часто для передачи определенной идеи автор «Слова» прибегает к приемам метафоризации, олицетворения, параллелизма, литоты, гиперболы и т.д., используемым в устной поэзии и в литературных памятниках еще начиная с Библии.
В соответствии со всем стилем «Слова» сон Святослава разъяснен не путем буквальных, реальных соответствий, а метафорически.
«Ведь два сокола слетели с отцовского золотого стола, чтобы поискать города Тьмуторокани либо испить шеломом Дона». Вслед за этим идет «золотое слово» Святослава, содержащее укоры Игорю и Всеволоду. Наиболее ярким моментом «Слова» является патетическое обращение ко всем сильным русским князьям, трижды прерываемое лирическим рефреном: «за землю Русскую, за раны Игоревы, сына Святославича». После этого следуют исторические воспоминания автора.
«Слово о полку Игореве» совмещает в себе жанры ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Жанровые признаки повести и песни в «Слове» самоочевидны, но есть и особенности ораторского жанра — непосредственное обращение автора к своим слушателям.
Начав слово с обращения, автор обращением его и заканчивает. Автор «Слова» все время находится в позиции оратора, говорящего от первого лица.
Богатая образно-символическая насыщенность «Слова» — отличительное его качество. Поэтическое олицетворение, метафора, сравнение, параллелизм обусловливают богатство его поэтических красок, указывая на неразрывную связь мира природы и мира человека. Поэтический стиль «Слова» находится в зависимости как от книжной, письменной литературы, так и от литературы устной.
В согласии с общим характером поэтического стиля «Слова» находится его разнообразная и красочная символика. Символические соответствия — излюбленное средство образного раскрытия фактов и событий в «Слове».
Анализируя древнерусское церковное ораторство и житийную литературу, мы отмечаем особенности их стиля: наличие символики, олицетворение отвлеченных понятий, присутствие метафорических образов, введение в изложение монологической и диалогической речи, риторических восклицаний и вопросов, использование приемов сравнения и параллелизма, антитезы, ритмической организации речи, выражающейся в повторениях, единоначалиях, в замыкании рядом стоящих фраз глаголами, иногда рифмующихся друг с другом.
В «Слове» отсутствует сплошной стихотворный ритм. Это невозможно в связи с обилием исторических сведений, сложных конструкций предложений. «Слово», как и скандинавские саги, представляет собой чередование прозаических и стихотворных в основе своей песенных фраз.
«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой — XIX и XX веков. Поэты переводили «Слово» и использовали его образы в своих произведениях. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. «Слово» стало явлением мировой поэтической культуры.
|