Новгородская литература
К Новгородской литературе относятся «Повесть о посаднике Щиле», «Хождение Стефана Новгородца», «Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим» и др.
«Повесть о посаднике Щиле» - произведение с явными приметами новгородского происхождения, рассказывающее о возникновении Щилова монастыря. Повесть находит подтверждение в новгородских летописях, сообщающих под 1310 г. об основании в трех верстах от Новгорода на правом берегу Волхова монастыря и построении церкви Покрова. Большинство исследователей относят появление повести к XV в. , некоторые к первой его половине.
Автор повести - церковный деятель, помимо борьбы с ростовщичеством, ратует за необходимость заупокойных молитв и вкладов «по душе».
«Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Эта повесть посвящена прославлению святости новгородского архиепископа. Основу ее сюжета составляет типичный для средневековой литературы мотив борьбы праведника с бесом.
Архиепископ Иоанн пользовался большой популярностью в Новгороде. С его именем связано несколько легендарных преданий. Бес, искушая Иоанна, забрался в рукомойник святого, но Иоанн его перехитрил: заключил беса в рукомойнике крестным знамением. За освобождение от заклятия бес переносит Иоанна в Иерусалим, где тот поклоняется гробу господню и возвращает в Новгород.
За то, что Иоанн разгласил тайну этого удивительного путешествия, бес начинает ему мстить. Бесовские козни носят конкретный, бытовой характер. Посетители кельи Иоанна видят то женское монисто, лежащее на лавке, то туфли, то женскую одежду и неоднократно выходящую из кельи блудницу. Разумеется, все это козни дьявола, бесовские мечтания. Но как в этих картинах верно подмечены нравы «отцов церкви», в фантастическом сюжете нетрудно обнаружить реальные черты быта духовенства.
Новгородцы решают, что человеку, который ведет непотребную жизнь, не подобает быть святителем. Они изгоняют архиепископа, посадив его на плот. Однако по молитве Иоанна плот поплыл против течения. Невиновность и «святость» его воочию доказаны. Новгородцы раскаиваются и со слезами молят Иоанна о прощении. В основе этого эпизода лежит широко распространенный в мировой литературе мотив заклятого крестом или крестным знамением беса. Этот сюжет использовал в юношеской поэме «Монах». Мотив заклятого крестным знамением беса и чудесного путешествия на бесе нашел отражение и в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». Время возникновения легенды о чудесном путешествии Иоанна неизвестно.
В 70 - е XV в. возникает еретическое движение, названное «Ересью жидовствующих». Ересь распространилась в Пскове и Москве. «Повесть о новгородском белом клобуке». Исследователи полагают, что автор повести - толмач Дмитрий Герасимов, принимавший активное участие в осуществляемом под руководством Геннадия переводе библейских книг и ездивший по поручению архиепископа в Рим. В предпосланном повести послании, адресованном Геннадию, Дмитрий Герасимов сообщает, что он выполнил данное ему архиепископом поручение разыскать в Риме писание о белом клобуке. Это ему удалось сделать с большим трудом, ибо в Риме писание «срама ради» тщательно скрывали. Только умолив книгохранителя Римской церкви Иакова, Дмитрий Герасимов смог получить римскую копию, сделанную с уничтоженного греческого подлинника. Следующий за посланием текст, по словам Герасимова, является переложением римской копии. В повести проводится мысль о превосходстве духовной власти над светской. Повесть приобрела широкую популярность. Об этом свидетельствуют ее многочисленные списки, относящиеся к XVII - XIX вв.
|