Биография - Гомер
(VIII- VII ст. К н. е.)
Гомер - самый выдающийся и легендарнейший певец античности и, по-видимому, самый известный поэт мира. Для многочисленных поколений знакомство с античной культурой и мировой литературой неизменно начинается с гомеровской поэмы "Илиада" и "Одиссея". Герои этой поэмы - Ахиллес, Агамемнон, Одиссей, Гектор, Парис, Приам, Елена Прекрасная, Пенелопа, Андромаха, Гекуба - давно стали хрестоматийными, навсегда вошли в обиход западной и славянской культуры.
Для эллинов (греков) их творец был предметом гордости, олицетворением мудрости и художественного совершенства, почти богом. Слово "поэт" у их ассоциировалось со словом "Гомер", а поэма "Илиада" и "Одиссея" считалась священной. Известно, что в первой половине VI века до н.э. афинский законотворец Солон велел исполнять поэму Гомера на государственных праздниках Панафин, а во второй половине этого же века за распоряжением тирана Писистрата специальная комиссия из четырех человек сделала первую запись гомеровской поэмы. С тех пор образование в античности начиналось с поэмы Гомера и им же и заканчивалось. Выдающийся греческий философ Платон так оценил значение Гомера для Греции: "... Этому поэту Греция обязана своим духовным развитием".
В то же время, невзирая на такую популярность Гомера, о нем почти не существуют достоверных сведений. Нет ни одной мысли - ни о времени его рождения (разные греческие писатели исчисляли период его жизни между XII и VI веками), ни о месте рождения, хотя большинство источников называют Ионию.
В античной литературе существует аж девять биографий Гомера, которые состоят из мифов и сказочных повествований. Общее же мнение античности рисовало его слепым и старым певцом, вдохновленным музой, который странствовал Грецией, сам составлял и исполнял свою поэму, то есть был аедом. Ему приписывали не только "Илиаду" и "Одиссею", но и много другая поэма. Существуют также гомеровские гимны, которые, по утверждению специалистов, не имеют никакого отношения к Гомеру, потому что написанные уже после достоверного времени жизни певца, то есть после VIII-VII веков.
Еще с античных времен традиционно считается, что Гомер является единоличным творцом "Илиады" и "Одиссея", хотя существует "теория малой песни", "теория зерна", согласно которой Гомер был творцом только одной небольшой поэмы, развитой другими авторами в два произведения, и тому подобное. Исследования художественной особенности поэмы, осуществленные в прошлом веке, склоняют ученых к мысли о том, что и "Илиада", и "Одиссея" созданные одним и тем самым автором, то есть человеком, который известен под именем легендарного Гомера.
Обе поэмы принадлежат к жанру героического эпоса, характерной чертой которого является масштабность изображаемых событий, в которых принимают участие известные исторические, легендарные или мифологические герои. С этой точки зрения, "Илиада" и "Одиссея" является непревзойденным образцом героического эпоса.
Сюжеты обеих поэм базируются на материале одного из самых известных древнегреческих циклов и мифов - Троянского. В основе этого цикла лежат события общегреческого масштаба, которые совмещают родовое проклятие, которое тяготеет над потомками известного героя Тантала, и легендарно исторической борьбой греческого народа с богатым малоазийским государством Троей (Илионом).
Согласно этим мифам, сын верховного бога Зевса герой Тантал (героями звались дети, рожденные от временных браков богов и богини с земной женщиной и мужчиной), допущенный к пирам олимпийских богов, решил проверить их прозорливость. Он пригласил их к себе и угощал их мясом зарезанного им собственного сына Пенелопа. Боги жестоко наказали за это не только самого Тантала, бросив его в потусторонний мир Аид, где он, стоя по подбородок в воде с нависшими над ним сочными плодами, не может утолить ни голода, ни жажды; но наложили проклятие и на весь его род. Идея неотвратимости наказания всех членов рода, где было совершенно преступление против божественного постановления Правды и Справедливости, была краеугольным камнем олимпийского мифологического сознания. Это проклятие тяготеет и над одним из главных героев "Илиады", аргосским царем Агамемноном, военачальником всего греческого войска, под Троей, который вынужден был принести в жертву свою дочку Ифигению, чтобы состоялся этот поход, и который был задуман дома собственной женой Клитемнестрой после победного возвращения из Трои.
Второй мотив Троянского цикла мифов - поход греков к Трое и ее десятилетняя осада с целью освобождения самой красивой женщины Греции Елены (дочка Зевса от царицы Леды), которая стала женой спартанского царя Менелая, - брата Агамемнона. Когда же Зевс решил наказать людей и героев за их бесчестие, он нашел замысловатый план начать войну между греками и троянцами. Собрав большой пир по поводу брака между морской богиней Фетидой и царем Пелеем, отцом будущего героя Ахилла, Зевс не пригласил на него лишь одну богиню - богиню дрязг Ериду. Рассерженая Ерида бросила на стол пирующим золотое яблоко с надписью самой "Красивой", за которое начался спор между олимпийской богиней: женой Зевса Герой и его дочкой Афиной - богиней мудрости и Афродитой - богиней любви. Решить этот спор Зевс поручил троянскому царевичу Парису, который отдал яблоко Афродите, которая влюбила Елену в Париса, который прибыл в гости к Менелаю. Парис похитил жену Менелая и повез ее в Трою. За призывом Менелая и его брата Агамемнона обиженные греки решили силой вернуть Елену. Так началась десятилетняя война с Троей, в которой приняли участие почти все греческие цари и герои: Ахиллес, Агамемнон, Менелай, Одиссеи, Аякс, Диомед, Нестор, Филоктет и другие. Такая мифологическая мотивация троянской войны. В действительности же причиной ее возникновения было торгово-экономическое соперничество между Грецией, для которой жизненно необходимой была малоазийская и причерноморская земля, а на пути к колонизации стояла богатая и могучая Троя.
В своей поэме Гомер придерживается мифологической версии возникновения войны. Об этом свидетельствует не только наличие в ней мифологических героев и самой Елены среди троянцев, но и богов, которые активно участвуют в изображенных событиях на боку греков (ахейцев) или на боку троянцев в зависимости от отношения к решению Париса относительно золотого яблока. Да, обиженные этим решением Гера и Афина неизменно находятся на стороне греков, а Афродита со своим любовником Аресом, Аполлон, Посейдон, Артемида помогают троянцам.
Мастерство Гомера заключается в отборе эпизодов и их построении в захватывающие сюжеты, которые разворачиваются в эпическую картину военных действий, и социальной жизни древней Греции таким образом, что поэма становится непревзойденной поэтической энциклопедией того времени. Грандиозная поэма "Илиада", которая насчитывает 15693 стихотворных строки, рассказывает лишь о 51 дне десятого года осады Трои незадолго до ее падения.
Своеобразие этой поэмы уже в структуре ее композиции, ведь она рождается, наполняется подробностью и деталями, разворачивается во всеобъемлющую картину жизни, обычаев, моральных принципов, культуры античного мира, из маленького зернышка, из песчинки в течении времени - гневу Ахилла в результате его ссоры с военачальником всех греков Агамемноном.
Ссора возникла через напыщенность и неумные поступки Агамемнона. Он грубо оскорбил жреца Аполлона Хриса, который пришел в греческий лагерь, чтобы выкупить свою дочку-пленницу Хрисеиду. Обиженный Хрис обращается за защитой к Аполлону, и тот насылает на греческое войско "нашествие горя", от которого греки не могут избавится. На общих собраниях греков по этому поводу Ахилл предлагает Агамемнону, трофеем которого является Хрисеида, отдать ее отцу. В конце концов Агамемнон соглашается при условии, что Ахилл отдаст ему свою пленницу Брисеиду. Тот и разгневан такой несправедливостью: ведь он несет на себе главный груз войны (он принимает участие во всех боях, он всегда впереди, в то время как Агамемнон не понимает свою ошибку).
После этого осмелели троянцы во главе со своим героем Гектором, сыном троянского царя Приама и братом Париса, начинают теснить греков и приближаются к их кораблям, угрожая их сжечь. Чтобы спасти греков от разгрома, ближайший друг Ахилла Патрокл надевает, с разрешения Ахилла, его вооружение и отгоняет троянцев, но сам погибает от руки Гектора. Только после гибели Петрокла стихает гнев Ахилла на ахейцев, оборачиваясь теперь на троянцев, и он сговаривается с Агамемноном, который признает свою вину, объясняя ее ослеплением, насылаемым Зевсом, Судьбой и богиней мести Еринией (песня XIX). Надев новое вооружение, которое по просьбе его матери Фетиди выковал сам Гефест, Ахилл своей неугомонной жаждой мести наводит ужас на троянцев, загоняет их за стену цитадели и вступает в поединок с Гектором. Завершается "Илиада" смертью Гектора (песня XXII), игрой в честь Патрокла (песня XXIII) и драматично напряженной и трогательной сценой выкупа тела Гектора, когда ослепленный ненавистью к Гектору, неумолимый Ахилл постепенно проникается сочувствием к родительскому горю старого Приама и не только отдает ему тело сына, но и обещает дванадцятиденне перемирие для достойного захоронения троянского героя.
Следовательно, главной движущей силой сюжета "Илиады" является гнев Ахилла. Поэма завершается, когда исчерпывается гнев героя. . В то же время этот гнев органично вводит в структуру сказа многочисленную батальную сцену, сцену жизни олимпийских богов, описания кораблей (песня II), вооружения (щит Ахилла - песня XVIII), генеалогическая справка и многое другое. На этом фоне выразительно вырисовывается фигура многочисленных героев и главных олимпийских богов, которые в поэме чрезвычайно очеловечены, появляются рядом с героями, вступают с ими в переговоры, Помогают им советами, дерутся рядом с ними и даже между собой (песня V, XX, XXI).
Для более выразительного изображения героев Гомер использует не только торжественно монументальный стиль сказа, (стихотворный размер - гекзаметр-шестимерник, то есть шестистрофный дактиль) но и такие приемы, как постоянные эпитеты (Ахилл богосветлый, быстроногий; Зевс громовержец; Афина светлоглазая; Гектор шлемосяйный); повторы целых стихотворений или их части; неспешная, торжественная речь.
Гомеровскому эпосу присущая также такая черта, как объективность и подробность описания всей вещи, которая оказывается в поле зрения поэта; традиционность мировоззренческих и моральных принципов; величество и уравновешенное спокойствие; героизм изображаемых событий и поведения персонажей, которые лишены сугубо эгоистичной черты и мелочности.
В наибольшей степени чертой эпических героев (величество, избыточная физическая и моральная сила, патриотизм, мужество) у Гомера наделены Ахилл, Гектор и Одиссей - герой второй поэмы. В центре этой поэмы - судьба многострадального Одиссея, активного участника осады Трои, который на протяжении десяти лет после ее падения (именно благодаря его хитрости и его храбрости) не может достаться родной Итаки из за гнева Посейдона. Но преодолевая все препятствия, которые требуют сверхчеловеческих усилий (встреча с фантастическими чудовищами Сциллой и Харибдой, сиреной, циклопом Полифемом, ввелеканами-людоедами-листригонами), отказываясь от искушения бессмертия, которое ему предлагает влюбленная в него нимфа Калипсо, Одиссей, настойчиво рвется домой к верной Пенелопе и сыну Телемака.
В "Одиссее", которую за жанром можно определить как приключенческо-фантастическую поэму, Гомер впервые в мировой литературе создает непревзойденный образец женской верности - образ Пенелопы, которая двадцать лет ожидает возвращения своего мужчины. Он же использует и очень распространенный в последующем художественном творчестве прием счастливой концовки: ведь ожидание Пенелопы вознаграждается возвращением мудрого, как и раньше, могучего и любящего Одиссея.
Верными и сегодня остаются слова античного философа Диона Хризостома (Златоуста) о том, что Гомер каждому человеку, независимо от его возраста, дает ровно столько, сколько он в состоянии взять.
По мнению известного французского поэта и теоретика Никола Буало, в творениях Гомера скрытого неоценимое сокровище, и оно на все возраста остаются источником наслаждения и выдающихся уроков мудрости, добра, справедливости и красоты.
|