Драматургия Пушкина
Первые драматургические замыслы Пушкина относятся к началу двадцатых годов, они соответствовали распространенным представлением о комедии и особенностям изображения трагического персонажа (Вадим Новгородский) и осуществлены не были Завершенная необычайно быстро трагедия «Борис Годунов» (1825) свидетельствовала о реалистическом методе Пушкина Интерес к законам истории, историзм — одна из основных черт пушкинского реализма Хотя сюжет возник под влиянием чтения Истории Государства Российского Карамзина, и версию гибели царевича Дмитрия Пушкин заимствовал у него же, само понимание хода исторического процесса у поэта иное. Историзм творчества Пушкина — это его законы развития жизни. В соответствий с ними Пушкин в противовес Карамзину, говорящему, что история принадлежит царю, утверждает: «История принадлежит поэту» Именно с этих позиций организован материал в трагедии.
Пушкин отказывается от законов классицистической драматургии. Трагедия делится не на акты, а сцены, в ней большое количество персонажей (около 60). Обязательные три единства также претерпевают изменения и становятся чертами реалистической поэтики. Так единство цели — это судьба России; единство места — действие происходит везде, где решается в эпоху Смутного времени судьба России; единство времени — период царствования Бориса Годунова, ибо над существованием России возникла угроза.
Время в трагедии расписано по календарю. Первые три сцены — своего рода пролог к началу царствования нового правителя. Действие в них происходит в течение суток. Сцены, происходящие при царе Борисе, передают последовательность нарастающих) конфликта, втягивание в борьбу за власть различных социальных групп.
Действие начинается в Кремлевских палатах и завершается в Кремле на площади, где находится дом Борисов. Центральные сцены также происходят в Кремле в Царской Думе и на площади перед собором в Москве.
Пушкинское понимание возможности спасения государства связано с идеей покаяния, которую предлагает Патриарх государю.
Проблема народности имела для Пушкина два аспекта: отражение народных этических представлений («Евгений Онегин») и роль народа в истории («Борис Годунов»), Как историческая драма «Борис Годунов» противостояла романтической драме, где герой — рупор авторских идей. Как политическая трагедия пьеса ставила современные проблемы: роль народа в истории и природа тиранической власти.
Деградация власти, покинутой народом, — закономерность. С точки зрения Лотмана Ю. М., в изображении народа Пушкин чужд просветительских идей. Противоречива позиция народа: негодование против преступной власти Бориса перерождается в бунт в защиту Самозванца, который также приходит к власти через обман и убийство. Пушкин создает собирательный образ народа, проходящий эволюцию, и образы его представителей: Наиболее интересно решение образа Юродивого.
Завершив народную трагедию, Пушкин тогда же записывает заглавия будущих «маленьких трагедий, созданных в Болдинскую осень 1830 г.’ Если в «Борисе Годунове» исследуется судьба народная, то в драматических сценах — судьба человеческая. Философская глубина пьес позволяет существованию различного их понимания и толкования. Так Гуковский главным считает детерминированность страстей исторической средой («Ужасный век — ужасные сердца»); Бонди отдает предпочтение психологическому прочтению; для Лотмана смысл пушкинских сцен в столкновении противоположностей (Моцарт и Сальери, Дон Гуан и Командор, Анна и Лаура). Драматические сцены могут быть также оценены
- как единый художественный текст, в котором варьируются исходные образы и идеи и
- как европейский цикл, противопоставленный циклу о русской жизни, созданный в тот же Болдинский период, — «Повести Белкина». С точки зрения Брюсова, «чтобы самому стать великим поэтом, Пушкин поочередно становился поэтом разных стран и разных веков, вбирая в себя все, что дали тысячелетия». В пушкинских драматических сценах, как скажет Достоевский, засияли «идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении».
|