Портрет в литературе одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Только ли о внешности героя можем мы судить по его литературному портрету? Я думаю, что нет. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к герою, к его характеру и его поступкам. Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев в ходе повествования автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.
Литературный портрет является своего рода «художественной
деталью», средством, «инструментом» автора для характеристики героя,
персонажа, его переживаний, эмоционального состояния и т.д., то есть
всего того, что способствует в той или иной мере более полному восприятию, пониманию авторского замысла, отношения автора к происходящему и др.
В художественной литературе как искусстве словесном П. является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а П. оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения П. отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности.
Особенно интересно проанализировать портрет в произведениях Толстого и Достоевского. Этих авторов сближает прежде всего историческая эпоха. Кроме того, и у Толстого, и у Достоевского в центре внимания находится человек, его психология, его внутренний мир, И в то же время портреты в произведениях Достоевского и Толстого во многом различны.
Рассмотрим изображение портретов героев в романе «Анна Каренина». Л. Н. Толстого и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Начнем с техники портрета.
Портреты Достоевского неподвижны, они напоминают живописные полотна, которые можно видеть в художественных галереях. Вот некоторые примеры: «...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнокур, ростом выше среднего, тонок и строен» (Раскольников).
У Толстого совсем иначе. Описание внешности героев дается отдельными штрихами, как бы попутно к описанию действий и поступков персонажей. Первый портрет, с которым мы встречаемся в романе, — это изображение князя Степана Аркадьича Облонского. Детали этого портрета разбросаны на страницах первых трех глав. Описание Толстой начинает с фигуры героя всего в нескольких словах. Но описание это дается в движении: «Он повернул свое полное, выхоленное тело...» (А Достоевский скорее всего сказал бы: «Это был полный, холеный человек».)
|