Биография - Ганс Христиан Андерсен
(1805-1875)
Ганс Христиан Андерсен - датский сказочник, романист, поэт и драматург, - родился 2 апреля 1805 года в небольшом провинциальном городке Оденсе в семье сапожника. Отец, невзирая на свою профессию, был человеком начитанным и свою любовь к книге сумел передать Гансу Христиану. Влечение к творчеству привело его в 1819 году в столицу, где он, живя впроголодь, смог закончить школу и университет.
Первые три года в Копенгагене Ганс Христиан Андерсен связывает свою жизнь с театром: делает попытку стать актером, пишет трагедии и драмы. В 1822 году выходит пьеса "Солнце эльфов", написанная за древнескандинавским сюжетом. Драма оказалась незрелым, слабым произведением, но привлекла внимание дирекции театра, с которым на то время сотрудничал начинающий автор. Совет директоров добился для Андерсена стипендии и права бесплатной учебы в гимназии. Семнадцатилетний юноша попадает во второй класс латинской школы и, невзирая на насмешки товарищей, заканчивает ее.
В 1826-1827 годах выходят первые печатные стихотворения Андерсена, а в 1829 году он достаточно удачно испытывает себя в жанре дорожной заметки - книжка "Путешествие пешком от Хольмен-капала к восточному мысу острова Амагер" поразила современников свежестью мировосприятия, богатой фантазией и жизнерадостным юмором.
Странствовать Ганс Христиан Андерсен любил в течение всей своей жизни: он побывал в Германии, Италии, Франции, Англии, Швеции, Португалии, Греции, Северной Африке, собирался в Америку. Его дорожные заметки отмечались точностью зарисованных с натуры сочетаний романтичной фантазии, имели познавательный и захватывающий характер, были написаны живым языком. Воспоминания о путешествии в Италию стали основой для написания первого романа Андерсена "Импровизатор" (1834). Всего в 30-ые годы XIX века выдающимся датчанином было написано шесть романов ("Импровизатор", "О.Т.", "Только скрипач" но др. которые имели неизменный успех. Автора даже сравнивали из В. Скоттом и В. Гюго. Но мировое признание ему принесли сказки.
С 1835 года Ганс Христиан Андерсен начинает периодически выпускать сказки, которые в 1841 году войдет в книжку "Сказка, которая была рассказана детям". Ранние сказки Андерсена - это, как правило, литературная переработка народных сказок, которые он сам слышал в детстве ("Огниво", "Маленький Клаус и Большой Клаус", "Принцесса, на горошине", "Дикие лебеди", "Свинопас", но др.). Сюжет "Нового наряда короля" был заимствован с испанского источника. А вот "Дюймовочка", "Русалочка", "Калоша счастья", "Ромашка", "Стойкий оловянный солдатик", "Оле Лукойе", хотя и несколько связанные с фольклором, все же являются авторскими произведениями. На фоне многочисленных сказочников, которых породила эпоха романтизма в разных странах, сказки Андерсена отличаются отсутствием дидактичной основы и, как казалось критике XIX века, отсутствием надлежащего почета к королевским лицам, которые в сказке Андерсена ходят по дворцу в пантофле (ведь дворец является их домом), стелют постель и варят гречневую кашу. Сказки Андерсена, с одной стороны, являются полностью антисоциальной, а со второй - мегасоциальними. Они вышли за пределы своего века, стали постоянными спутниками человечества через виденье датским сказочником вечного содержания любого человека, пусть то будет король, королева, принцесса или крестьянин.
Символом творчества Андерсена считается Русалочка, героиня одноименной сказки (ей даже установлен памятник в Дании). Народные сюжеты, связанные с любовью между человеком и антропоморфным существом, существуют у разных народов. Была подобная легенда и в датском фольклоре. Но сказка, которая была создана Андерсеном, приобрела особенное поэтическое звучание. Русалка воплощает стихийную силу, от которой уже давно трагически отделилось человечество. Русалочка, Дюймовочка, Гадкий Утенок, отображают противоречие между трагически утилитарным миром людей и таинственной силой природы и творчества.
Все романтичные герои Андерсена не отказываются от своей настоящей поэтической природы, хоть как трудно им не приходилось. Слово "настоящий", вообще, является ключевым в творчестве Андерсена. "Настоящий" означает естественный, истинный, правдивый. В "Калоше счастья" писатель обыгрывает вечную проблему неудовлетворения людей тем, что они имеют, исконные стремления лучшей судьбы. Неумный чиновник, который живет в ХIХ веке, мечтает о средневековье. Испытав большой страх от осуществления собственной мечты, чиновник возвращается в свой век и благодарит Бога за то, что он не живет в средневековье. Другим обладателем Калоши счастья становится простой солдат, который мечтает занять командный пост, но, получив его, очень хочет опять стать простым солдатом.
"Калоша счастья", с одной стороны, разрешает философскую проблему счастья в духе религиозного фатализма (что является характерной чертой романтизма), во вторых - иронизирует идеализацию средневековья, которая была весьма распространенной в кругах романтиков (романтичная ирония).
Андерсен является защитником простого и ясного взгляда на мир, который, по его мнению, и является настоящим. Такой взгляд должны иметь и художники. Поэтому именно маленький мальчик становится открывателем истины "В новом наряде короля", потому и осмеяна принцесса из "Свинопаса", которая погналась за дорогой игрушкой и отказалась от настоящих, естественных, и потому волшебных роза и соловья. И настоящая принцесса всегда будет принцессой, даже в одежде нищенки ("Принцесса на горошине"), потому что принцессой она родилась (опять религиозный фатализм).
Сороковые годы XIX века становятся новым и наивысшим достижением сказочного творчества Андерсена. К сборнику "Новая сказка" (1844-1848) прибавились самае значительная и самые известные сказки: "Снежная королева", "Гадкий утенок", "Соловей", "Тень", "Девочка, со спичкой". Сказки Андерсена становится более усложненными, глубокими, имеют двойного адресата: через увлекательность фабулы они привлекают детей, а глубиной содержания - взрослых. Его сказки написаны простым языком, приближенным к народному, и этим они приближаются к детскому пониманию. Но за мнимой простотой скрывается философский подтекст, который непонятен детям, но интересует взрослых.
Немало мотивов творчества Андерсена присоединяются к традиционным романтичным мотивам. Гадкий утенок становится в один ряд с альбатросом Кольриджа и Бодлера, принуждают вспомнить "Чайку" Чехова. Проблема трагической жизни одаренной личности приобрела особенную актуальность в эпоху развития буржуазных настроений. Гадкий утенок одновременно является прекрасным лебедем, но ожиревшие обитатели птичника этого не понимают. Дальше собственной кормушки они не видят и собственную рабскую психологию считают единственно правильной.
Сказка "Тень", самое глубокое философское произведение Андерсена, символизирует двух традиции, который существовал в романтизме. С одной стороны, история ученого, который смог путем рационального эксперимента отлучить от себя собственную тень, роднит сказку с произведениями Гофмана ("Крошка Цахес", "Эликсиры Сатаны"), повестью Шамиссо "Невероятные приключения Петера Шлемиля", а также со знаменитым "Франкенштейном" Мэри Годвин-Шелли. Высоко-духовный и талантливый человек, который стал рабом тени, сам накликал на себя беду. Не понимая настоящую суть природы, ученый отнесся к собственному эксперименту слишком легкомысленно, отпустив тень в гости к соседям. Он думал, что только он сам является самим собой, но человеческая психика - вещь таинственная, и об этом неоднократно говорили романтики, раскрывая тему двойственности. Тень оказывается достаточно самостоятельным и зловредным существом, которое разрушает судьбу своего прежнего хозяина. Так через "детский" жанр сказки Ганс Христиан Андерсен передает глубокую философскую мысль.
Сборники последнего этапа творчества писателя вышли под названием "Истории" (1852-1855) и "Новая сказка и история" (1858-1872). Это действительно была удивительная история об окружающем мире, черта реальности все больше проникает в сказки писателя, героями которой становятся современники автора: обычные люди со своими повседневными заботами и проблемами, выдающиеся ученые и художники. Андерсен хочет привлечь внимание читателя к почти сказочной возможности человека.
В 1855 году появляется автобиографичная книжка "Приключения моей жизни", которое стало продолжением и дополнением первого варианта автобиографии "Сказка моей жизни" (1847). Из страниц этой книжки появляется образ выдающегося человека, большого фантазера, который сумел через всю свою жизнь пронести детскую влюбленность в таинственный мир сказки и щедро поделиться этим со своими читателями.
Умер величайший датский писатель, основатель литературной сказки, в возрасте семидесяти лет 4 августа 1875 году в Копенгагене.
|