Лермонтов — Через драматургию к прозе
Лермонтовым написано пять пьес. Три — в ранний период: «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек»; две — во второй половине тридцатых годов: «Маскарад», «Два брата». Лучшая из них — «Маскарад». Благодаря ей можно утверждать, что наряду с реалистическим театром Пушкина и Гоголя в русской литературе есть романтический театр Лермонтова.
Ранние пьесы, как и юношеские поэмы, в определенной степени — школа ученичества. К ним приложимо определение; данное автором одной из пьес — романтическая драма. В центре сюжета — трагическая судьба романтического героя, не понятого и обманутого. Такого героя мы уже видели в поэмах Лермонтова. В отличие от поэм, в пьесах, за исключением «Испанцев», окружение героя — российская действительность, крепостническая действительность. В пьесах «Люди и страсти» и «Странный человек» проявилась очень рано специфика художественного метода Лермонтова, когда романтизм и реализм переплетаются. В будущем они окажутся неразделимы, а пока — совершенно четкая граница между героем, произносящим «высоким слогом», монологи о своем одиночестве, странности, и другими персонажами, крепостными крестьянами и жестокими помещиками, участниками сцен насилия, грубости, наказания. Таким образом, рабское состояние оказывается общим у разных социальных групп.
Эволюция романтического героя в пьесах происходит быстрее и заметнее, нежели в поэмах. Если Фернандо («Испанцы») ничем не отличается от героя в поэмах (то же сиротство, угнетение социальное, национальное, религиозное, невозможная запретная любовь и т. д.), то Юрий Волин («Люди и страсти») и Владимир Арбенин («Странный человек») — явное начало образа лишнего человека у Лермонтова. Они страдают и от одиночества, и от понимания своей непохожести на окружающих. Прекрасные мечты о земном общем братстве Юрия Волина, стремления к высокой и чистой любви и дружбе Владимира Арбенина делают их мечтателями, чудаками, странными. Однако отрезвление и горечь от понимания («...Я слишком хорошо узнал людей», — может сказать каждый из них) наступают быстро. Романтические надежды сменяются холодным отчуждением, без гармонии жизнь для них бессмысленна. В ранних пьесах, как и в последней — «Два брата», немало деталей, жизненных обстоятельств подлинной биографии автора. Они создавались «для себя» и, конечно, не сценичны.
Романтическая драма «Маскарад» — произведение, которое Лермонтов хотел видеть и напечатанным, и поставленным в театре. Ради этого он попытался внести в текст изменения, которые могли смягчить реакцию цензора, но пьесу при жизни автора ни к читателям, ни к зрителям не допустили.
Тема пьесы — жизнь светского общества с обязательными визитами, балами, карточной игрой, соблюдением светских обязанностей и правил поведения. Быть естественными и искренними в этом обществе можно, лишь спрятавшись под маской в Маскараде, либо наедине с человеком любимым. Но сколь хрупко это счастье в уединении, сколь недолговечно и зависимо от законов света.
Конфликт героя и среды в данном случае имеет не романтический характер, он объясняется автором как невозможность сохранить любовь и доверие в окружении порочной действительности, изображенной сатирически и критически. Главный герой Евгений Арбенин — характер сильный, гордый, человек, обманутый и страдающий, считающий себя вправе наказать, будто изменившую жену. По. амплитуде и накалу, страстей Арбенина сравнивают с Демоном; это Демон, сошедший в быт. Прошлое Арбенина, как полагается романтическому герою, туманно, может быть, даже зашифровано, доказательством чему служат присутствие в пьесе партнера по карточной игре Казарина (для него Арбенин — товарищ сильный) и страстный монолог самого Арбенина, посвященный игре (карты в тридцатые годы иногда могли быть предлогом и оправданием встреч единомышленников).
Ни в одном произведении Лермонтова главный герой — одинокий бунтарь — не получает наказания. Он умирает, но авторского порицания не бывает. Только в «Маскараде», получив от цензора упрек в том, что зло не наказано, Лермонтов изменяет финал пьесы: он вводит фигуру Неизвестного, который становится судьей Арбенина. В результате Арбенин теряет рассудок: «И этот гордый ум сегодня изнемог», т. е. получает самое страшное наказание. Позже в романе «Герой нашего времени» Лермонтов словами Печорина иронически отзовется о фигуре палача в пятом акте, т. е. о таком же Неизвестном судье.
«Век нынешний, блестящий, но ничтожный» в пьесе Лермонтова перекликается с веком минувшим и нынешним в комедии из творчества Грибоедова. Есть определенно общие черты, как в характеристиках персонажей света, так и в самих художественных приемах. Иногда Арбенина сравнивают с Чацким, но у Чацкого были идеалы, которые он отстаивал, лермонтовскому герою отстаивать нечего. Он герой той же эпохи безвременья, как и Печорин.
В рамках творчества Лермонтова драматургия и в идейном, и в стилистическом отношениях стала мостом к его прозе.
|