Михаил Юрьевич Лермонтов
«Ослепительным метеором
промелькнул гений Лермонтова
на сумрачном небе тридцатых
годов XIX века».
А. Луначарский
Яркой небесной вспышкой прожил Михаил Юрьевич Лермонтов свою короткую, но творчески богатую жизнь. Ему было всего лишь 27 лет, когда его, равно как и Пушкина, убили на дуэли. Однако он оставил такое неподражаемое яркое поэтическое наследие, что Ираклий Андронников приравнивал его гений к великому Пушкину.
Родился Лермонтов в Москве в октябре 1814 года в дворянской семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова. Его музыкально одаренная мать, Мария Михайловна, умерла, когда ему не было еще и трех лет от роду. Воспитывался он у бабушки в ее имении под Пензой. Усадьба бабушки в селе Тарханы — это старинный сад с теннистыми аллеями и голубой сонный пруд, душистое разнотравье на лужайке рядом с домом, да белая, как лебедь, небольшая церковь, вокруг которой — черные избы крепостных крестьян. Лермонтов был мальчиком со слабым здоровьем. Бабушка часто возила его на Кавказ на минеральные воды лечиться. Кавказ с его суровыми величественными горами в заснеженных вершинах, синее небо с белоснежными барашками облаков и безмятежные гордо парящие в небе орлы покорили сердце будущего поэта. Позже Лермонтов написал стихи о Кавказе, отразившие первые детские впечатления о нем:
Тебе, Кавказ, — суровый царь земли, —
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына ты его благослови И осени
вершиной белоснежной.
Впечатлительный, любознательный, одаренный природой недюжинным талантом четырнадцатилетний Лермонтов переезжает в Москву, учится в пансионе Московского университета, где царит дух свободомыслия. Здесь он познакомился с вольнодумными стихами Пушкина, Рылеева, Полежаева, а так же творчеством Грибоедова. Под впечатлением их произведений юный Лермонтов увлеченно пробует силы в поэзии. В ранних стихах прославляет «знания вольности правовой», «воинственных славян святую колыбель», поет славу «гордому Кавказу».
После пансиона Лермонтов учился в Московском университете вместе с Белинским, Герценом, Огаревым, которые несомненно оказывали на него свое вольнодумное влияние. По характеру дея-тельный, трудолюбивый Лермонтов в своих ранних стихах откровенно сообщил:
Мне нужно действовать; я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...
Бессмертие Лермонтову уготовано самой природой, наделившей его множеством талантов. Он обладал красивым голосом и абсолютным музыкальным слухом, великолепно играл на фортепиано и скрипке, вдохновенно исполнял сложные арии из опер, сочинял музыку. Он раскрылся и как художник-живописец, писал картины маслом, владел карандашным рисунком. Из Лермонтова получился бы и большой шахматист и сильный математик. Широко образованный, начитанный, всесторонне развитый Лермонтов знал несколько иностранных языков. Все ему давалось легко.
Лермонтов уже в юные годы знал себе цену, осознавал свою природную гениальность, гордился этим и готовил себя в большую творческую жизнь. Его нередко сравнивали с поэтом-романтиком Байроном. А он возражал:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Русская поэтическая душа Лермонтова искала свое счастье в «мятежных бурях», в стремлении дать свободу своему закрепощенному народу. Это выражалось в шумных студенческих протестах против реакционной профессуры. За что и был исключен из университета. Волею судьбы он оказался курсантом юнкерской кавалерийской школы в Петербурге. Наступили черные дни казарменной жизни, строевой муштры — маршировок, парадов, постоянных строевых занятий на ротном плацу. И даже в этой изнурительной обстановке солдатского быта Лермонтов не оставляет занятия литературой — сочиняет стихи, тайком пишет роман о пугачевском восстании.
Окончив кавалерийскую школу, Лермонтов стал офицером и был зачислен в лейбгвардейский гусарский полк. Романтик по натуре, вольнодумец по убеждениям, тонкий наблюдатель жизни от природы Лермонтов окунулся в светскую жизнь Петербурга, как губка, впитывая все своеобразие и многообразие праздной жизни петербургского дворянства. Свои многочисленные наблюдения из жизни столичного света он с поразительной смелостью воспел в драме «Маскарад», резко обличая пороки и привычки петербургской аристократии. Эта пьеса была запрещена царской цензурой.
Воспитанный бабушкой и народных традициях, на богатой народной поэзии, в которой немало произведений исторической тематики, Лермонтов увлекается русской историей и пишет произведение исторической тематики — «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это произведение снискало поэту признательность широкого читателя и взыскательной критики.
Вскоре Лермонтов приходит в пушкинский журнал «Современник», приносит свое стихотворение «Бородино» — одно из лучших поэтических произведений о сражении русской армии с «непобедимым» французским войском под Бородино в Отечественной войне 1812 года. Это стихотворение он впервые публикует под своей фамилией. Оно написано от лица старого артиллериста, который поведал читателю о славных воинских подвигах русской армии, о патриотических чувствах героев Бородинского сражения — солдат и офицеров. А.С.Пушкин, который не был лично знаком с Лермонтовым, высоко оценил это его произведение.
Черным ураганом облетела Петербург весть о дуэли Пушкина с Дантесом, смертельно ранившим великого поэта. Через два дня Пушкина не стало. Это было всенародное горе, наполненное гневом против иностранца Дантеса, который ненавидел все русское.
В эти скорбные дни в Петербурге распространилось в рукописи стихотворение «Смерть поэта», подписанное фамилией Лермонтова. Стихотворение, наполненное неизбывной душевной болью поэта, дышало гневом против вдохновителей этого подлого акта — убийства великого Пушкина, творчество которого признано во всем мире и не оценено по достоинству праздным петербургским светом.
Смелые стихи Лермонтова дошли и до царского двора. Правительство Николая I и сам царь увидели в новом «вольнодумце» Лермонтове политическую опасность. И поэт был сослан на Кавказ, подальше от Петербурга — в военную экспедицию, воевавшую против горцев.
Почти год пробыл Лермонтов в этой опасной ссылке, участвовал в боевых действиях, побывал в Тифлисе (ныне Тбилиси), в Кахетии, в Михете, проехал по Военно-грузинской дороге, познакомился с выдающимися представителями грузинской и азербайджанской культуры — поэтами, писателями, музыкантами, художниками-живописцами. Здесь он подружился с поэтом однополчанином Александром Ивановичем Одоевским.
Зимой 1838 года Лермонтов, полный творческих замыслов, возвратился в Петербург — добились царского соизволения бабушка и его друзья. Погруженный в мир поэтических образов, Лермонтов работает над романтической поэмой «Демон». А затем в 1839 году приступает к созданию своей бессмертной поэмы «Мцыри». Замысел этого произведения стал складываться еще 9 лет назад в пансионе Московского университета — романтически воспеть судьбу свободолюбивого монаха, прозябавшего в монастырской неволе. Однако замысел претерпел значительные изменения. Героем поэмы стал не монах, а горец по имени Мцыри, взятый в плен генералом Ермоловым. Место действия в поэме — городок у слияния двух рек — Куры и Арагвы. Этот городок, Мцхета, — древняя грузинская столица.
Поэма «Мцыри» по духу, поэтическим краскам и образам сближается с народной грузинской поэзией. Однако в целом и по частям поэма «Мцыри» — оригинальное, самобытное произведение. В образе Мцыри Лермонтов иносказательно воплотил и свое тягостное настроение, вызванное неприятием светской жизни Петербурга. Лермонтов томился в душных дворянских гостинных среди развлекающихся столичных бездельников, светских щеголей, вельмож от культуры и искусства.
Нелепый случай удовлетворил его желание уехать на Кавказ. В один из дней был хорошо продуман и хорошо организован недругами конфликт между Лермонтовым и сыном французского посла Барантом, завершившийся дуэлью. Барант стрелял первым и промахнулся, Лермонтов выстрелил вверх, в воздух: он не хотел крови — смерти своему противнику. И тогда царь Николай I в наказание отправляет «дуэлянта» Лермонтова на Кавказ, в район боевых действий против горцев — самый опасный участок фронта. Перед ссылкой, когда Лермонтов был еще под арестом, его посетил В. Г. Белинский. Они долго беседовали о литературе, об искусстве. Позже Белинский писал об этой беседе: «Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство... О, это будет русский поэт с Ивана Великого!» Эта восторженная оценка могучего таланта Лермонтова великим критиком Белинским не преувеличение, а истина.
Трудна своей несправедливостью оказалась военная жизнь Лермонтова на Кавказе. По тайному распоряжению царя поэта направляли на самые опасные участки фронта, ему отказывали в боевых награждениях, когда он проявлял храбрость и мужество во время сражений; отказывали Лермонтову и в отставке. И лишь однажды ему был разрешен отпуск — чтобы повидаться с бабушкой и друзьями в Петербурге. Возвращаясь на кавказский фронт, Лермонтов посетил своего друга писателя В. Ф. Одоевского. По его свидетельству, Лермонтов был удручающе грустен, все хмурился и говорил, что его скоро не станет. Одоевский как мог успокаивал опального поэта, говорил ему, что все пройдет и переменится. Подарил ему на прощание в память об их искренней дружбе записную книжку в кожаном переплете и сказал с улыбкой надежды: «Вернешь ее мне всю исписанную стихами».
Перед отъездом на Кавказ у Лермонтова была прощальная встреча с друзьями на квартире у одного из поэтов. Все были глубоко взволнованны, особенно сам поэт, который четко осознал недобрый смысл этой новой ссылки на Кавказ. В таком настроении Лермонтов, наблюдая через открытое окно за ползущими по небу черными тучами, написал свое замечательное стихотворение, отражающее ту действительность. в которой пребывал поэт.
Тучи небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
И как бы пытаясь осмыслить и показать причину их странствий, сходство со своей гонимой властями судьбой,— поэта и гусара,— Лермонтов задается вопросом:
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
И есть у него ответ на эти вопросы:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные.
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Потом, после трагедии, разыгравшейся на склоне горы Машук на Кавказе, Одоевский с глубоким волнением вчитывался в поэтические строки Лермонтова в той самой записной книжке, что он подарил ему на прощанье. В волнительных строчках знакомого лермонтовского почерка Одоевский разобрал стихотворение — последние в его жизни — «Пророк», в котором поэт как бы исповедовался своему другу, сетуя на несправедливость жизни:
Провозглашать я стал любви И правды чистые учения: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. 27 июля 1841 года произошла умело организованная «политиками» от искусства дуэль Лермонтова с Мартыновым, которую друзья поэта и его поклонники окрестили как «преднамеренное убийство» свободолюбивого поэта. Зная, что Лермонтов не сможет стрелять в человека в упор, как это и было в дуэли с французом Барантом, враги Лермонтова сделали условия дуэли чрезвычайно нелепыми. Дуэлянты имели право подойти на любое расстояние для выстрела. И обстановка была самая неприятная. Собиралась гроза, застучали крупные капли дождя, и секунданты заторопили дуэлянтов. Лермонтов и на этот раз поступил благородно. Он выстрелил вверх, не желая глупой крови. Но Мартынов не оценил этого благородства. Приблизившись к Лермонтову так, чтобы выстрел был неотвратимо смертельным, прицелился в сердце поэта и нажал курок. Прозвучал трагический выстрел. Лермонтов упал, а над ним в это время зловеще сверкнула молния и раскатом грянул в небе мощный гром, как бы извещая мир о подлом убийстве великого, как Пушкин, человека — поэта Лермонтова. Когда царю доложили об этой трагедии, то он жестко ответил: — Туда ему и дорога. Вычеркнуть из списков«.
Ушел до времени, до естественного природного срока из жизни выдающийся талант — герой того и нашего времени, произведения которого обессмертили его на века. Лермонтов воплотил в себе лучшие человеческие качества — мужество, благородство, свободолюбие, честь и честность. «Поэт в России всегда больше, чем поэт», — таким был и Лермонтов. В его поэтических произведениях мысли, образы, романтические картины человеческого бытия всегда современны. В годы войны, например, его стихотворение «Бородино» было той светлой окопной правдой, с которой бойцы шли в атаку и которая облегчала страдания раненым. Своей поэзией он сблизил народы Кавказа и России, как мог способствовал укреплению дружбы между ними.
|