Изобразительные и выразительные средства в поэмах Лермонтова
А.С. Пушкин в своем творчестве первым в стихах и поэмах изобразил яркую, пёструю и красивую картину Кавказа. М.Ю.Лермонтов продолжил, углубил эту традицию в своих стихах, в поэмах и в романе «Герой нашего времени». Писатель показал нам свободолюбивый дух людей, неповторимость обычаев и традиций, экзотические детали одежды. Поэмы Лермонтова представляют собой очень неоднородные произведения, но лучшие из них — «Демон» и «Мцыри» — высочайшие вершины русской романтической поэзии.
Для анализа изображения Кавказа мы взяли три его поэмы: «Беглец», «Мцыри» и «Демон». «Беглец», по определению автора, — «горская легенда», отразившая знакомство поэта с историей, бытовым укладом и фольклором народов Кавказа; «Демон» — восточная повесть с изображением природы Кавказа, быта, обычаев; и, наконец, «Мцыри» — тоже показывает нам всю красоту и прелесть Кавказа. И в каждой из этих повестей поэт раскрывает разные образы. Например, в «Беглеце» автор рисует образ трусливого Гаруна, который бежал с поля битвы и за это был отвержен; в «Демоне» — это одинокий бунтарь, своего рода изгнанник, который противопоставлен всему миру, какая бы правда ни лежала в основе его протеста; а герой «Мцыри» — юноша гордый, дикий, с «могучим духом его отцов», бесстрашный и хрупкий, болезненный, как в «тюрьме воспитанный цветок».
Все три поэмы о Кавказе свидетельствуют, о мастерском владении поэтом средствами романтической поэтики. Одним из таких средств является приём контраста. С одной стороны, величавая природа Кавказа: высокие снежные вершины, крутые обрывы, стремительные реки, орлы, парящие высоко над землёй, символизирующие свободу. С другой стороны, кельи монастыря с душным воздухом неволи — олицетворение тюрьмы, застоя жизни («Мцыри», «Демон»).
Приём антитезы усиливает контрастное изображение природы, подчёркивает величие романтического образа Мцыри, возвышающегося в своих мечтах о свободе, о подвигах, над скучной размеренной «тюремной» жизнью монахов. Жизнь и смерть, бездействие и героическое деяние звучит в исповеди Мцыри.
Этот же приём антитезы звучит и в клятве Демона: «день первый» — «день последний», «позор» — «торжество», «паденье» — «победа», «блаженство» — «страдание», «свиданье» — «разлука», «небо — «ад».
Кроме того, в поэмах мы встречаем антитезу персонажей. Для Лермонтова характерны «парные» герои, враждующие между собой, взаимно противопоставленные, но нередко и дублирующие друг друга. При этом появляется парадоксальный мотив: объятия врагов в непримиримой борьбе; например, в объятиях сражаются скиталец — юноша и барс в поэме «Мцыри» (И мы, сплетясь, как пара змей,// Обнявшись крепче двух друзей,// Упали разом, и во мгле// Бой продолжался на земле.).
Можно утверждать, что приёмы контраста и антитезы служат структурообразующим элементом, определяющим композицию всех вышеназванных поэм.
В ходе анализа изобразительно-выразительных средств кавказских поэм М. Ю. Лермонтова мы видим, что поэт часто использует сравнения, обычно развернутые. Развернутые сравнения можно отметить в ответственных фрагментах повествования: «Моя ж печаль бессменно тут,// И ей конца, как мне, не будет:// И не вздремнуть в могиле ей!// Она то ластится как змей,// То жжет и плещет, будто пламень,// То давит мысль мою, как камень-// Надежд погибших и страстей// Несокрушимый мавзолей!..» («Демон») и «Я знал одной лишь думы власть, // Одну — но пламенную страсть: // Она, как червь, во мне жила.// Изгрызла душу и сожгла» («Мцыри»).
В поэмах «Беглец» и «Демон» мы тоже встречаем одно сходство — это описание обычаев и обрядов народов Кавказа. В «Беглеце» по обычаю Гарун был отвергнут сначала другом, потом невестой и, наконец, матерью за то, что он, как упоминалось выше, сбежал с поля битвы, бросив свое оружие («Гарун бежал быстрее лани,// Быстрей, чем заяц от орла;// Бежал он в страхе с поля брани, // Где кровь черкесская текла...»); в «Демоне», когда умирает Тамара, ее хоронят по кавказским обрядам («Ни разу не был в дни веселья// Так разноцветен и богат// Тамары праздничный наряд.// Цветы родимого ущелья// (Так древний требует обряд)// Над нею льют свой аромат// И, сжаты мертвою рукою, //Как бы прощаются с землею.»).
Помимо выше сказанного мы находим в анализируемых поэмах еще много общего. В «Мцыри» имеется отголосок грузинской легенды о богатыре Амирани, поверженном с небес и провалившемся в подземную бездну (Но лишь злой дух по ним шагал,// Когда, низверженный с небес,// В подземной пропасти исчез...), который можно отметить и «Демоне» (Печальный Демон, дух изгнанья,// Летал над грешною землей;// И над вершинами Кавказа// Изгнанник рая пролетал). Подобные параллели заметны и в изображении жительниц Кавказа: в «Мцыри» — Держа кувшин над головой,// Грузинка узкою тропой// Сходила к берегу. Порой// Она скользила меж камней,// Смеясь неловкости своей.// И беден был ее наряд;// И шла она легко, назад// Изгибы длинные чадры// Откинув...; и «Демоне» — ... Они от башни угловой// Ведут к реке, по ним мелькая,// Покрыта белою чадрой,// Княжна Тамара молодая// К Арагве ходит за водой.
В завершение хотелось бы добавить, что Лермонтов — гениальный поэт. Эта гениальность заключается не только в написании самих поэм, но и в мастерском изображении различных реалий, отражающих кавказский быт, обычаи, нравы. После Лермонтова эта традиция будет продолжена в творчестве Л. Н. Толстого.
-
Ведущая косметологическая клиника Оксфорд Медикал предлагает безболезненное лазерное удаление волос, Оксфорд Медикал - это доктора высокого класса, это надежность, конфиденциальность и профессионализм. Клиника работает во всех крупнейших городах Украины и продолжает расширяться, не исключено то, что скоро мы усшими о ней и на далеком Кавказе.
|