Возникновения сатирических жанров в русской литературе
К 17 в. в русской литературе была подготовлена почва для решительных перемен. Заканчивалось время господства старой литературы, начиналась пора новой светской литературы, новых приемов, новых демократических авторов. Особенно ощутимо сконцентрировались все черты этого переходного века в демократической сатирической литературе. Авторы сатирических повестей впервые заговорили языком широких народных масс, в литературе зазвучал голос простого народа, она стало духовной пищей и развлечением читателя, в ней появился образ повествователя, автора борющегося за свои идеалы.
Демократическая сатирическая повесть воплотила в себе основные противоречия, взлеты и падения своего сложного переломного времени, всю его многокрасочность, все его выражающее многообразие. Ее безымянные авторы сумели глубоко проникнуть в существо русской действительности, увидеть и оценить в ней как положительные, так и отрицательные стороны. Они не подымаются до сознательного антифеодального протеста, не дают примеров антирелигиозной сатиры, однако и без этого их обличения острый и поражают меткостью и силой.
Их излюбленные объекты - феодальный суд, церковь и развратное духовенство царский кабак, несправедливость и социальная неравенства. Они видят и находят новые способы их осмеяния, наиболее смешные и болезненные, полностью отказавшись от старых методов показа действительности. Новые демократические авторы нашли новые средства художественной выразительности, обогатили литературу новыми приемами. Сатирические повести помогли сломать господство старых жанров, недаром одним из важнейших видов сатирической повести являлась пародия.
Темы наиболее значительных сатир 17 в. затрагивают важные стороны феодального - крепостнического строя. Пристрастность судопроизводства, находившегося в руках взяточников-судей, тяжбы феодалов обращали на себя внимание публицистики уже в 16 в.
“Повесть о Шемякином суде” - одна из типичных сатирических повестей 17в. “Шемякин суд”-это ходящее выражение, проишедшее от имени Дмитрия Шемяки, галического, потом московского князя, прославившегося неправосудием, так что само имя стало нарицательным.
Тема «Повести о Шемякином суде» - обличение произвола богатых и взяточничества судей. Все откупаются от бедняка богатыми подарками, а судья, представленный глупым и жадным, но трусливым, благодарит бога, что судил в пользу бедного. Это наказание всех, кто пытался изобразить несчастные случайности как преступление бедняка.
|