Русские исторические песни
Исторические песни — это устные стихотворные произведения хорового исполнения. Историческая песня зародилась в древности. Далекое прошлое Руси отражено в песнях «Авдотья Рязаночка», «Мать встречает дочь в татарском плену», «Щелкан Дудентьевич».
Исторические песни XVI века разнообразны по тематике, но главной в них была идея единства Русской земли, укрепление централизованного государства. Об Иване Грозном был создан цикл песен «Середи было Казанского царства...», «Вы, молоды ребята, послушайте...», «Поизволил наш царь государь...», «Не сине-то море колыбается...», «Как у нас было в каменной Москве», «Ой да, не быстра речушка шумит...», «Уж ты светлое наше красно солнышко...» Исторические песни о Ермаке «Как на Волге-реке, да на Камышенке», «Во славном понизовом городе Астрахани...», «Что пониже было города Саратова...», «Как на славных на степях было Саратовских».
В исторических песнях XVII века о Борисе Годунове и царевиче Дмитрии, о Ксении Годуновой, о Гришке Отрепьеве, о попе Емеле отражены исторические события смутного времени.
Вторая половина века отражена в песнях о Василии Шуйском, о Прокофии Ляпунове, о Минине и Пожарском, об избрании Михаила Федоровича Романова, о походе царя Михаила на Астрахань. Уже из названия песен понятно, о чем будет рассказано в песне: «Убили, убили царевича в Угличе» (про царевича Дмитрия ), «Сплачетца мала птичка...» (о Ксении Годуновой), «Как в старом-то было городе» (Козьма Минин и Пожарский. Освобожденье Москвы). Во второй половине XVII века вспыхнуло восстание под руководством Степана Разина. В это время выявляется поэтическое своеобразие исторической песни как жанра. Становится очевидной песенная лирическая основа исторической песни. Степан Разин в песнях уподоблен «удалому» молодцу, бежавшему от царя в дремучие леса, в его образе воплотились представления о мужской силе и красоте. В песнях много эпитетов, они подчеркивают веру простого народа в Степана Разина. В этих песнях соединился поэтический язык народной лирики и исторической песенной поэзии.
Исторические песни XVIII века, перевод текстов которых осуществляется в наши дни, прославляли Петра I, его военные походы. С XVIII века солдатская историческая песня становится ведущей в русской исторической песенной поэзии. События петровского времени отражены в песнях: «Ах, бедные головушки солдатские...», «Ах, по морю, морю синему», «Собирается православный царь...», «Во далече, во далече во чистом поле», «Из-за леса, леса темного...», «Петровы новобранцы на горах Воробьевых», «В тысяча семьсот первом годе...», «Ох ты, ягодка самородинка...» Военные походы России отражены в песнях «Ой да пишё, пишё-то, пишё король шведские...», «Взятие Хотина», «Пишет, пишет вот султан турецкай...», «Суворов-князь».
Песни о Крестьянской войне под предводительством Пугачева составили цикл с разнообразной тематикой: «Уж ты, ворон сизокрылый...», «В том сударыня простила», «Судил тут граф Панин вора Пугачева...», «Емельян ты наш, родной батюшка!»
В исторических песнях XIX века нашло отражение событие чрезвычайной важности — Отечественная война 1812 года. В войну были ввергнуты крестьянские массы и это послужило поводом для создания народных песен. Песни этого периода отличаются конк-ретностью описания событий, изображением действительных учас-тников битв. В песнях прославляются полководцы и простые сол-даты, партизаны: «От своих чистых сердец», «Как заплакала Россиюшка от француза...», «Заводилася война...», «Наполеон-то, Наполеон шел на Россию воевать», «Был на горке, на горе...», «Ты Россея, ты Россея...», «Вышли с Дону казаки...» В период развития в России капитализма песни рассказывали о рабочих, старателях, фабрикантах. В песнях нашли отражение Крымская (1853–1856 гг.) и Турецкая (1877— 1878 гг.) войны: «Что не ветры, не туманы...», «Вот полночь наступает..».
В начале XX века широкое распространение получили рабочие песни: «Сестрорецкий оружейный завод», «Камаринская Саввы Морозова».
|