Литературные школы и их направления XIX-XX веков
Возникновение в литературоведении школ совпадает с кризисом философской, теоретико-литературной мысли.
Сильные и слабые черты литературоведения выразились уже в в концепции мифологической школы. Основоположниками ее были известные немецкие фольклористы, собиратели народных сказок братья Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм. В своих эстетических воззрениях они придерживались романтических концепций. Братья Гримм исходили и положения Шеллинга о том, что мифология это источник всякого искусства. В основе литературного произведения, по их мнению, лежат мифы, в которых получили свое обобщенное выражение представления людей о целостности бытия, где рядом с человеком, вмешиваясь в его семейные, бытовые отношения живут неземные существа (боги, фавны, лещие, русалки, домовые и т. д ).
В мифах братья Грим видели единственный источник возникновения художественных образов. Такой подход к рассмотрению литературных явлений отрывал художественное творчество от жизни, от истории. Наличие сходных сюжетных линии в искусстве различных народов мифологи объясняли несходством жизненных условий, а тем, что все мифологические представления восходят в своем истоке к одному прамифу, первоначально зародившемуся в Древней Индии, прародине индоевропейских языков, и в доказательстве этого они видели основную задачу науки.
Последователи братьев Гримм — А. Кун, В. Шварц (Германия), М. Мюллер (Англия), М. Бреаль (Франция) и другие. В России идеи мифологической школы разделяли А. Н. Афанасьев, автор трехтомного труда " Поэтические воззрения славян на природу" (1866-1869), О. Ф. Миллер (" Илья Муромец и богатырство киевское",1869), Ф. И. Буслаев и некоторые другие ученые. Н. А. Добролюбов критиковал представителей мифологической школы за отрыв поэтического искусства от общественной жизни.
|