Эстетические взгляды античных философов
Эстетика так же, как и наука о литературе, издревле была ареной столкновений между материалистами и идеалистами. Теоретики, стоящие на материалистических позициях, рассматривают художественное творчество как подражание природе, как воспроизведение или отражение жизни в свете определенного эстетического идеала. Эстетики идеалистического направления высоко ценят лишь то искусство, которое выступает средством выражения объективных идей (Платон, Шеллинг, Гегель), или субъективных авторских взглядов и представлений (Фихте, Бергсон, Кроче и другие). Борьба материализма и идеализма в эстетической теории началась в глубокой древности. Очень четкие воззрения на искусство здесь развивали Гераклит, Демокрит, Аристотель, идеалистической точки зрения придерживался Платон. Философы-материалисты античного мира видели в художественном творчестве подражания природе, причем они говорили не о внешнем копировании действительности, а об активном пересоздании натуры. Одним из первых философов — натуралистов, поставивших вопросы эстетики был Гераклит (около 540 — 475).
Основное сочинение " О природе". В нем он писал: " Мир единый из всего не создан никем из богов, никем из людей, а был, и есть, и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим". Он представлял Вселенную, космос воплощением меры гармонии, красоты. Но красота не абсолютна, а относительна. Что касается искусства, то оно нечто иное, как " подражание природе и по существу, и по форме".
Вопросы теории искусства мы находим в исследовании великого материалиста античности Демокрита " О ритмах и гармонии", " О поэзии", " О красоте стихов", " О живописи" и др. Он определил теорию познания. Исходная форма познания — ощущение. Подобно Гераклиту Демокрит находил красоту в объективной действительности. " Телесная красота человека, — говорил он, — есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум (античная философия, с.77). Высокие достижения в литературе возможны лишь при наличие таланта, душевного огня и вдохновения.
Понимание искусства, как подражание (мимезиса) реальной жизни явилось важнейшей материалистической идеей древнегреческой эстетической жизни. Противником эстетических взглядов Демокрита был Платон, который в отличие от Демокрита, красоту и прекрасное вывел за пределы Космоса. В эстетике античного общества был поставлен вопрос о художественном обобщении.
Теоретики и писатели Древней Греции обсуждали проблему общественной функции искусства, связывая ее с тем, что мы ныне определяем как метод художественного творчества. Весьма показательна в данном аспекте сцена спора между Эсхилом и Еврепидом из комедии Аристофана " Лягушки«. Эсхил выступает поборником трагедии, проникнутой гражданским, патриотическим пафосом. Он жалуется на падение нравов, общественного сознания в современном обществе, ответственность за это возлагая на театр, который перестал воспитывать людей в духе патриотизма, высоких гражданских добродетелей. Эсхил предстает защитником принципов идеальной поэзии, «чуждающейся прозы жизни» и изображающей героев, сильных физически и духовно. Он отстаивает положение о необходимости преувеличения добродетели, идеализации действующих лиц."И благородному характеру сама неизбежность, — замечает Эсхил, — нам велит для возвышенных мыслей и дел находить языком величавые речи".
Не все античные мыслители признавали высокое общественное назначение литературы. Ученик Сократа философ — идеалист Платон (ок.427-ок.347 до н. э.), считавший конкретный мир только бледным отражением реально существующих идей, резко отрицательно относился ко многим видам художественной деятельности. Признавая, что искусство есть подражание природе, Платон давал ему очень суровую оценку. Поскольку художник подражал не идеалам, а только их чувственным, несовершенным копиям, постольку художественное творчество, по мысли Платона, есть труд ненужный, вводящий людей в обман и заблуждение. Платон отказывает искусству в возможности проникновения в сущность явлений: его удел — копировать лишь внешнюю форму идеальной духовной субстанции, поэтому оно представляет собой только " тень тени". В трактате " Государство" Платон пишет: «...начиная с Гомера, все поэты являются (простыми) подражателями призраков добродетелей и прочих вещей, о которых они слагают стихи, что (самой) истины они не касаются...» (41,97). Исходя из того, что искусство в силу своей подражательной природы, своей образной специфики якобы не способно проникнуть в духовные основы жизни. Платон не допускает в свое " образцово построенное государство" ни живопись, ни пластику, ни поэзию. Он считает художественный образ неполноценной формой познания, отрицает художественное творчество потому, что оно обращено к неразумному, чувственному началу в человеке и не способствует возвышению человеческого ума (56,44). Исключение Платон делает лишь для религиозных гимнов, которые, по его мнению, непосредственно приобщают слушателей к миру идей. Идеализм Платона выражался и в раскрытии категории прекрасного. Прекрасное, по его мнению, это идея, существующая вне времени и вне пространства. В этом проявилась и одна из особенностей проявлений борьбы материализма и идеализма в истории эстетики.
Искусство далеко от истины. Оно " не дает человеку ничего, кроме обманчивых, негодных копий с действительных предметов. Их значение ничтожно«. (Н. Г. Чернышевский «О Платоне»).
Ученик Платона Аристотель (384 — 322 до н. э.), обобщив художественный опыт греческих писателей и эстетические теории своих предшественников, сделал попытку изложить взгляды на искусство в систематизированной форме. Его " Поэтика" была своего рода сводом эстетических знаний античного общества. Аристотель рассматривал поэзию как деятельность подражательную, но, в отличие от Платона, он полагал, что поэт изображает не бледные копии идей, а явления, вполне реальные по своей сущности. Аристотель понимал подражание как акт творческий и не сводил искусство к простому натуралистическому копированию действительности, подчеркивал, что оно создает нечто отличное от того, что встречается в жизни. В " Поэтике" говорится о необходимости подражать не единичному и случайному, а вероятному. Аристотель признавал большую роль домысла в творческом процессе. Художник, по его мнению, изображает не то, что есть, а то, " что возможно по вероятности", т. е. он домысливает изображаемое.
Говоря о воспроизведении вероятного, Аристотель проводил различие между художественным и научным познанием. Поэзия по его убеждению, философичнее и серьезнее истории. Поэт, полагал Аристотель, излагает не столько случившееся, сколько то, что могла бы случиться по вероятности и необходимости. Он стремится проникнуть в логику человеческих характеров и с помощью фантазии представить обусловленные ими человеческие поступки. Подчеркивая, что поэт сосредотачивает внимание на общем, а не единичном, Аристотель близко подошел к пониманию сущности художественного обобщения. Искусство, по его убеждению, должно рассказывать не случайные, а необходимые действия людей, вызванные определенными причинами«.Общее,- говорится в «Поэтике» ,- состоит в том, что человеку такого-то характера следует говорить или делать по вероятности или по необходимости, — к чему и стремится поэзия, придавая героям имена. (42,68). Следовательно, Аристотель видел задачу поэта в раскрытии общих, закономерных черт, поведении людей, обосновывая тем самым большую познавательную роль художественного творчества. Его эстетическое учение в той или иной мере освещает основные вопросы эстетики. Главным предметом поэтического изображения является человек. Искусство, согласно Аристотелю, истолковывает события, действия, характеры. Подражание не есть копирование. Подражание проникнуто пафосом творчества. Особое значение придавал трагедии. " Трагедия, вызывая путем живого, напряженного, драматического действия страх, гнев, сострадание заставляет зрителя переживать душевное волнение, как бы совершает " очищение" (" катарсис") его души, возвышая и воспитывая.
" Все искусства, — пишет он, — различается друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, как подражают. Искусство, подражающее в ритме — это танец, в звуке (гармонии ) - музыка, в слове — поэзии ( художественная литература ).
Отвечая на вопрос, чему и как подражает искусство, Аристотель один из первых дал классификацию родов и жанров литературно-художественного творчества. Искусство, по мнению Аристотеля, есть " область человека одаренного или одержимого". Поэт сосредотачивает внимание на общем, а не единичном.
Таким образом, следует отметить, что философы — материалисты античного мира видели в художественном творчестве подражание природе, не простое копирование, а творческое пересоздание натуры.
|