Виды художественных образов
Образ — эмблема. Г. Н. Поспелов в эмблемном содержании выделяет оценочный признак, свойственен изобразительным видам искусства — живописи, скульптуре, архитектуре, чеканке. Эмблемный (гр. — рельефное украшение) образ статичен; классическим примером принято считать изображение щита Ахиллеса, впрочем, рисунок этого прикрытия развернут в процессе его созидания. Словесно — предметная изобразительность эмблемы усиливает тайну идеи произведения.
Образ — символ. Главным его отличием является метафоричность. Всякий символ есть образ, и когда он переходит в символ, то становится прозрачным, обретает смысловую глубину, которая трудно поддается расшифровке. В качестве первоосновы символа могут выступать предметы, животные, космические явления. Так, у индусов " лотос" олицетворяет божество и вселенную; у христиан змий предстает символом мудрости и искушения; у арабов (иранцев) вино — мудрость и знания. Символикой окутаны танцы, орудия труда, топография. Образ — символ заметно отличается динамической тенденцией: он не дан, а задан, его можно только пояснить. Отличие символа от простых предметов состоит в том, что " вещи" позволяют смотреть на себя, их надо рассматривать; символ, напротив, " работает", он сам " смотрит" на людей. Сравни; когда долго смотришь в бездну, когда — нибудь и бездна глянет на тебя (Ницше). Литературный образ — символ талантливого писателя всегда имеет переносное значение, он создан по модели скрытого сравнения.
Образ — миф. Характеристики этой категории нацеливают на иррациональность, интуицию, философичность. Откуда возникает авторский миф — образ и куда он идет объясняется картиной мира, которая почти всегда указывает на трагический удел человечества.
Вечные образы. К ним относятся персонажи мировой литературы: Прометей, Эдип, Кассандра, Гамлет, Дон — Жуан, Фауст, Дон Кихот, Лейли и Меджнун, Искандер... Эти образы неувядаемые как налог на землю во всем мире. Они сочетают в себе черты не конкретного героя, а единство исторического и общечеловеческого начал. Мирового уровня нарицательных вечных образов не создала московско — петербургская литература, она, как и другие славянские литературы, думается, и не создаст, как бы не величала себя.
В типологической системе художественных образов выделяется теория украинских ученных И. Ковалика — М. Коцюбинской о мегаобразе, макрообразе и микрообразе.
Мегаобраз (гр. megas — огромный) имеет непосредственное отношение к литературному произведению, текст которого воспринимается как мегаобраз. Он отличается самостоятельной эстетической ценностью и теоретики литературы наделяют его высшей родовой и неделимой величиной.
Макрообраз (гр. macros — широкий, длинный) организует систему художественного отражения жизни в ее узких видовых или больших родовых сегментах (отрезках, частях, картинах). Структура макрообраза организована связанными между собой однородными микрообразами.
Микрообраз (гр. micros — малый) выделяется наименьшим текстуальным размером: это единица измерения образного мышления, в которой художественно воспроизведен небольшой отрезок объективной (внешней или внутренней) реальности. Микрообраз может оформляться одним фразовым словом (Ночь. Дождь. Утро) или предложением, абзацем, надфразовой целостностью.
Эпическое произведение (мегаобраз) состоит из нескольких макрообразов. Встречаются примеры, когда в лапидарном стихотворном тексте макрообраз включает в себя значительное число микрообразов и, напротив, один микрообраз может равняться мегаобразу. Среди словесно — художественных образов, согласно концепции И. Ковалика — М. Коцюбинской, бывают простые (неразвернутые, однофразовые) и сложные (развернутые) микрообразы (см.: Коцюбинська М. Лiтература як мистецтво слова.
Образ — это способ и форма освоения действительности, он характеризуется единством чувств, общностью смысловых моментов и относится к исторически изменчивым категориям, проявляя свою красоту в разных литературных жанрах.
В истории литературоведения встречались попытки исследования образа в аспекте его прагматического значения. Сторонники такого подхода рассматривали эту категорию как вещь, бытие, возлагая надежду на то, что образ можно понять и изучить до конца. Если бы такие задачи можно было бы решить, то тогда никакой тайны не осталось бы от Гамлета, Дон Кихота, Эдипа, Каменной Дамы... Сторонники прагматического метода предъявляют претензии героям: что полезного они сделали для семьи, какой вклад внесли в экономику и науку. В связи с этой методологией анализа художественной литературы достаточно вспомнить знаменитые " сапоги" и " Сикстинскую Мадонну" Рафаэля. Известный критик XIX века отдавал предпочтение сапогам, которые оказались выше Рафаэля. Впрочем, критик не додумался " продать" картину итальянского художника и купить много обуви. Художественный образ изучается по эстетическим законам, по законам красоты. Прагматический подход к анализу художественного образа и литературы, даже на уровне производственной темы, в целом оказался непродуктивным.
|