Древнерусская поэзия - источники русского стихотворства
Вся история древнерусской поэзии - это история сложных взаимоотношении, взаимовлияний литературы и фольклора. Русская книжная поэзия возникла в первые годы 17в., в “Смутное время”. Возникновению стихотворства способствовало несколько причин. Главнейшая из них - уход фольклора из города, расцвет рифмованной прозы. Первые русские стихотворные опыты 17в. последовали вслед за украинскими и белорусскими, которые относились к 1581г. .Расцвет русской силлабики связан с именем Симеона Полоцкого.
Это был первый русский поэт-профессионал, первый литератор. Силлабический стих Полоцкого формировался под непосредственным воздействием украинского и польского стиха. Однако возможность использования в русском стихосложении одиннадцати - и тринадцатисложного силлабического стиха с обязательной парной женской рифмой была подготовлена длительным историческим развитием выразительных средств, органически присущих русскому книжному языку. Силлабический стих Симеона Полоцкого был тесно связан с тем рафинированным книжным “славенским языком”, который им сознательно противопоставлялся языку разговорному.
Своим поэтическим произведениям Полоцкий придавал большое просветительное и воспитательное значение. Высокое призвание поэта Полоцкий видел в способности привлекать “слухи и сердца” людей. Могучее оружие поэзии, считал он, должно быть использовано для распространения просвещения, светской культуры, правильных нравственных понятий. Кроме того, вирши должны служить образцом для всех пишущих на “словенстем книжном языце”.
Симеон Полоцкий выступает в качестве первого придворного поэта, создателя панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом хвалебной оды. В центре панегирических виршей стоит образ идеального просвещенного самодержца. Он является олицетворением и символом Российской державы, живым воплощением ее политического могущества и славы. Он должен посвятить свою жизнь благу государства, благу своих подданных, заботиться об их “гражданской потребе” и их просвещении, он строг и милостив и в то же время точный исполнитель существующих законов. Наряду с панегирическими стихами С. Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. 2957 виршей различных жанров (“подобия”, “образы”, “присловия”, “толкования”, “епитафия”, “образов подписания”, “повести”, “увещевания”, “обличения”) он объединил в сборнике “Вертоград (сад) многоцветный” (1677-1678). Этому сборнику поэт придал характер энциклопедического поэтического справочника: вирши расположены по темам в алфавитном порядке названий. Все произведения как светской, так и религиозной тематики носят нравоучительный характер. Поэт считает себя носителем и хранителем высших религиозно-нравственных ценностей и стремится внушить их читателю.
«Вертоград многоцветный» -составление было закончено за 2 года до кончины, по композиции подобен энциклопедическому словарю: стихотворения расположены в алфавитном порядке. «Вертоград» собирался из материала, подготовленного в разное время. Когда оказывалось, что ту или иную букву кирилловской азбуки нечем заполнить, Симеон специально писал новое стихотворение, чтобы у будущего читателя не создалось впечатление неполноты.
«Вертоград многоцветный»-сборник дидактической поэзии. Для дидактической поэзии Симеона Полоцкого характерны сильные просветительские тенденции. Она направлена против невежд, против ригоризма церковной морали, против тех, кто кичится знатностью своего происхождения, не имея каких-либо личных заслуг; она проникнута уважением к человеческому разуму, науке. Показательно в этом отношении стихотворение в защиту медицины и врачей. Как истый просветитель, Симеон Полоцкий занимался даже популяризацией научных сведений в стихотворной форме, о чем свидетельствуют его многочисленные стихотворения на темы всеобщей истории географии, зоологии и т.д.
Сравнительно большое место в «Вертограде» занимают стихотворения, посвященные общественно-политическим вопросам. Сюда относятся: стихотворения «Гражданство», где Симеон устами прославленных философов древности подробно характеризует все те основания человеческого «гражданского» общежития, которые «крепят государства»; стихотворения, где говорится о «гражданских» обязанностях каждого человека, о необходимости «правителям» соблюдать установленные в стране законы.
Автор «Вертограда» не заботился ни о жанровом, ни о тематическом единстве. Его целью был охват всех сюжетов, которые должен был знать просвещенный человек. Здесь и концепция идеального правителя, обличение общественных пороков, размышление о «гражданстве» В связи с этим Симеон немало стихотворений посвятил моральным проблемам.. Симеон Полоцкий хотел дать читателям широчайший свод знаний из разных отраслей науки.
Подобно распространенному на Руси сборнику «Физиолог», «Вертоград многоцветный» охватывает сведения о вымышленных и экзотических животных (птице феникс, плачущем крокодиле), драгоценных камнях.
Одновременно с «Вертоградом» Симеон Полоцкий успел подготовить в 1678 г. еще один сборник стихотворений - полный «рифмоторный» перевод «Псалтыри царя и пророка Давила» В. 1680 г перевод был издан в Москве отдельной книгой. Подготовляя этот сборник, Симеон имел в виду дать читателю текст Псалтыри, приспособленный не только для чтения, услаждающего слух, но и для пения в домашней обстановке.
С именем Симеона Полоцкого связаны и первые шаги русской оригинальной драматургии. Ему принадлежат две пьесы в стихах: «Комидия притчи о блуднем сыне» и «трагедия» «О Новходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не соженных».
Все стихотворные произведения Симеона Полоцкого, в том числе и драматические, написаны силлабическими стихами.
Основной принцип силлабического стихосложения - равносложность; поэтическая речь организуется закономерным чередованием равносложных стихотворных строк.
|