Гражданский романтизм декабристов
Русский романтизм окончательно сложился на полях Отечественной войны 1812 г., где сошлись Батюшков, будущие декабристы, Чаадаев, Жуковский, Вяземский и русские мужики., одетые в солдатские и ополченские мундиры. Для романтика, по мысли Белинского, «внутренний мир его ощущений и видений интереснее всех фактов действительности». Но после победного окончания войны индивидуальные «ощущения и видения» различались все сильнее.
«Подлинным содержанием романтизма служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой — духовная субъективность как постижение своей самостоятельности и свободы» (Гегель). Во второй половине десятых годов «постижение своей самостоятельности и свободы» вернувшимися с войны дворянами, увидевшими иной образ жизни освобожденной Европы, приведет к возникновению тайных кружков, обществ. На этих заседаниях (или сходках, как скажет Пушкин в десятой главе «Евгения Онегина») собирались как будто единомышленники, озабоченные проблемами усовершенствования российской жизни.
Психологическую атмосферу подобных встреч передает Тургенев: «Каждый человек в молодости своей пережил эпоху „гениальности“, восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Он живет сердцем, он становится центром окружающего мира; он романтик, романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него, не он для них».
Союз спасения, Союз благоденствия, позже Северное общество, Южное общество, Общество соединенных славян — так назывались тайные организации. После выступления (восстания) 14 декабря 1825 г. на сенатской площади Санкт-Петербурга сначала непосредственно присутствовавших на площади, а затем и всех участников тайных обществ " назовут декабристами. Благодаря их умственной деятельности в России оформится" и просуществует менее десяти лет декабризм как передовая дворянская идеология. В созданных ею документах большое внимание уделено содержанию литературы как воздействующего и воспитывающего инструмента.
В процессе становления декабризма вырастали литераторы: поэты, писатели, критики — они в русской литературе 1816-1825 гг. представляют направление гражданского романтизма.
В их литературных занятиях наряду с общеромантическими мотивами неудовлетворенности и разочарования (Ф. Глинка — «Усладова лира», «Призывание сна» отзываются настроениями Батюшкова) очень скоро оформляются другие мотивы, соответствующие декабристским идеалам. Прежде всего вольнолюбивые мотивы (Катенин «Отечество наше страдает», Рылеев «К временщику»), дружеские (Владимир Раевский «Мое прости друзьям», В. Кюхельбеккер «К друзьям на Рейне»), патриотические (Ф. Глинка «Родина», «Военная песнь», «Победа»).
По-своему понимают декабристы проблему национальной самобытности, что. выражается в спорах о балладе («Людмила» — «Светлана» Жуковского и «Наташа» — «Ольга» Катенина); в обращении к сюжетам русской истории («Думы» Рылеева); в создании жанра песни (Ф. Глинка «Тройка», «Песнь Узника»; Народные песни Рылеева и Бестужева-Марлинского).
Ищет собственных путей в романтизме В. Кюхельбеккер («Ночь», «Ветер», «Море сна», «Родство со стихиями»), экспериментируя в драматургии. Романтическую прозу на исторические сюжеты создает Бестужев-Марлинский («Роман и Ольга»). Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев-Марлинский выступают с критическими литературными статьями.
Извечную мечту романтического поэта — создание поэмы — успешно решает К. Ф. Рылеев (1795-1826). Но надо помнить, что его лучшее произведение «Войнаровский» создано, когда в русской литературе есть уже пушкинские поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник». Однако бесспорно — именно Рылееву, первому удалось создать образ романтического героя в соответствии с декабристскими представлениями.
Пройдя романтическую «школу» в своих «Думах» (Пушкин оценил их весьма критически: «все на один манер»), Рылеев создает на историческом материале, изменяя его для большего воспитательного воздействия (Образ Мазепы), романтическую историю Войнаровского — борца за освобождение родной земли, томящегося в’ сибирской ссылке. Приемы создания образа: таинственность героя, его одиночество, гиперболизм переживаний, верность идее — характерны для романтизма. Но декабрист Рылеев отвергает яичную, любовную тему в жизни героя (изображение жены лаконично и соответствует гражданскому романтизму: «Она могла, она умела Гражданкой и супругой быть»); Пейзаж передает бурные порывы вольнолюбивой души (ледоход на Лене — «Так мы, свои ломая цепи»), герой получает оправдание странствующего историка. Романтический характер главного героя получает восторженную оценку Пушкина: «Войнаровский полон жизнью...».
В небольшом творческом наследии Рылеева четко проявляются установки гражданского романтизма, его тенденциозность, агитационность, воспитательное воздействие на поколение. Именно Рылеев создает, начинает в русской поэзии тему поэта-гражданина (дума «Державин», посвящение поэмы «Войнаровский»).
После поражения восстания, арестов, казни пятерых (Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский), ссылки 150-ти, запрещения декабристской литературы память об этой трагедии продолжала жить в сознании Пушкина, влияла на формирование Лермонтова, воспитала Герцена, который позже в «Колоколе» будет печатать запрещенные стихи, отозвалась в творчестве Л. Толстого (замысел романа о декабристе перерастет в создание «Войны и мира») и т. д.
Своим романтическим творчеством декабристы утверждали активного героя, болеющего проблемами страны и народа. Их внимание к национальной истории, этнографии, фольклору обогащало содержание литературы. Менее удачными были их опыты создания новых жанровых форм.
Романтизм принес пользу русской литературе. Он, по словам Белинского, расчистил ее дорогу, заваленную сором и дрязгом псевдоклассических предрассудков, далеко разметал их деревянные барьеры и предуготовил возможность самобытной литературы.
Русский романтизм создал непреходящие эстетические ценности. Он оказал благотворное влияние на развитие русской музыки и живописи. Завоеваниями русского романтизма были утверждены идеи самоценности и свободы личности, создание прочной основы для развития психологического направления и народности русской литературы, обращение к национальным традициям.
Возникнув в русской литературе и оставаясь в 1/4 XIX века ведущим литературным направлением, оформившись именно в этот период как художественный метод, романтизм и в дальнейшем в творчестве отдельных писателей и поэтов в разные эпохи русской литературы достигает необыкновенного взлета (Лермонтов). На рубеже XIX-XX веков романтическое миросозерцание вновь проявит себя великой культурной силой (А. Блок, Гумилев — «шестое чувство»),. Для большинства писателей ХГХ в. оказалось типичным в творчестве движение через романтизм к реализму.
-
Декабристы как и мы в наши дни, с молоду нуждались в товарах народного потребления, например детские кроватки были во все времена народные. Однако у декабристов к сожалению небыло возможности посетить детский интернет-магазин, а у нас эта возможность есть.
|