Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека
Публицистика Пересветова.
Выдающимся деятелем русской культуры XVI был Максим Грек (1470-1555). Настоящее имя Михаил Тривалис. Родился в греческом городе Арте, в аристократической семье. Получил хорошее образование, в 1492 г. отправился для его завершения в Италию. Почти 13 лет он слушает лекции лучших профессоров в высших учебных заведениях Флоренции, Болоньи, Милана, Венеции. В 1504 г. он покидает Италию и оказывается на Афоне (север Греции). Под именем Максима он принимает постриг и начинает заниматься изучением богословия.
В 1516 г. по приглашению московского князья Василия III он перебирается в Москву для перевода Толковой псалтыри. В некоторых преданиях утверждается, что он был призван и для разбора богатейшей античной библиотеки московских великих князей и для составления ее каталога. Литературная деятельность Максима Грека весьма многогранна. Важное место в ней занимают переводы, среди которых на первом месте стоят книги священного писания и толкования на них, сочинения древних церковных авторов.
Максим Грек обличает религиозный формализм, стяжательство, корыстолюбие, нравственную распущенность духовенства и монашества, злоупотребление суда.
Книжник - энциклопедист Максим Грек оказал огромное влияние на культуру Древней Руси. Первые рукописные собрания сочинений Максима Грека составлялись еще при его жизни. Изданием и изучением сочинений Максима Грека занимались в XIX в. Белокуров С.А., в настоящее время Синицына Н.В., Буланин Д.М., Иванов А.И., Казакова Н.А. и др.
Идейным и литературным противником Максима Грека выступил митрополит Даниил, сторонник централизованной великокняжеской власти. Как глава официальной церкви Даниил стремился поддержать ее авторитет в глазах русского общества. В язвительных и суровых «наставлениях» митрополита созданы яркие сатирические образы пьяницы, развратника, модника, обжоры, тунеядца.
Митрополит Даниил принимал непосредственное участие в составлении Никоновской летописи.
Выдающимся публицистом XVI в Иван Семенович Пересветов, приехавший на Русь из Литвы и активно вступивший в идеологическую борьбу того времени. Сочинения Ивана Пересветова сохранились в списках начиная с 20-30 гг. XVII в. Они были известны в русской науке уже с начала XIX в. Исследованию творчества Ивана Пересветова посвящены работы Соколова М.И., Ржиги В.Ф., Зимина А.А.
Пересветов был решительным противником самоуправства «вельмож», все его произведения посвящены обличению «ленивых богатых» и прославлению бедных. Пересветов придерживается точки зрения, что все люди, независимо от происхождения, «дети Адамовы», осуждает порабощение. Сочинения Ивана Пересветова разнообразны по жанровому характеру -малая челобитная, большая челобитная, сказание о книгах, сказание о Магмете-султане. В сочинениях Ивана Пересветова явно обнаруживается влияние фольклора и устной речи. Афоризмы Пересветова строились как поговорки: «Как конь без узды, так и царство без грозы», «Бог не веру любит-правду». Обнаруживается в сочинениях Пересветова и своеобразный мрачный юмор. Когда царь Магмет Мухаммед II-завоеватель Константинополя узнал, что его судьи берут взятки, он не стал их особенно осуждать ( только велел их живыми ободрать и сказал так «если они опять обрастут телом, то вина им простится»).
|