Историческая повесть
В связи с созданием Русского централизованного государства во 2-ой половине XVI в. возникает ряд произведений, в которых отразилась официальная точка зрения на историю, государственную политическую власть, религию, регламентируется поведение человека в государственной и семейно-бытовой жизни.
Своеобразной энциклопедией церковной литературы явились «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария - свод древнерусских оригинальных и переводных памятников, состоящих из 12 книг-миней. Это своеобразный многотомный сборник всех книг, читаемых на Руси (годовой круг чтения на каждый день). Особой популярностью «Великие Четьи-Минеи» пользовались у старообрядцев.
В XVI в появилось такое оригинальное литературное произведение как «Домострой». Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам - таково полное название этого поистине уникального труда. В разное время в обществе неоднозначно относились к «Домострою». Если до появления на общественной сцене революционных демократов-разночинцев он был незыблемым, то, начиная со 2-ой половины XIX в, «Домострой» подвергается все большей критике. Его наставления объявляются отжившими, тормозящими общественный прогресс. Хотя он и не является произведением художественной литературы, в нем ярко отразились представления о жизни и быте Руси того времени, даны предписания, как вести себя человеку в государственной и семейной жизни, каковы его обязанности по отношению к церкви. Всего наставлений, советов, поучений - 64. Уже в первом поучении «Наставление отца сыну» подчеркивается строгая иерархичность в укладе русской семьи. Мужчина -истинный ее глава, наставник, кормилец, ответчик. С него спрос за благополучие и здоровье семьи. Авторы «Домостроя» отнюдь не стремились закрепостить женщину, сделать ее бессловесной рабыней мужа. А ведь именно в этом обвиняли их революционные демократы XIX в. А там наряду с перечислением обязанностей жены, дочери, работницы есть особая глава «Похвала женам».
Это маленькая поэма в прозе, пронизанная любовью к женщине, признанием ее доброго вдохновляющего и созидающего начала семьи и общества. «Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного, такая всегда хорошую жизнь устроит своему мужу».
Автором «Домостроя» долгое время считали священника Сильвестра. По мнению исследователей, у «Домостроя» несколько авторов, а Сильвестр скорее был его редактором. Им же самим написана 64 глава, которая называется «Послание и наставление от отца к сыну Анфиму». Послание Анфиму рисует Сильвестра не только как «мастера» учившего грамоте, пению, церковному обиходу, но также как иконописца, серебряных дел мастера и торговца.
Если кратко определить значение XVII в в истории русской литературы и в истории русской культуры в целом, то главное в том, что XVII век был веком постепенного перехода от древней литературы к новой, от средневековой культуры - к культуре нового времени. События «Смуты» начала XVII в перемешали общественное положение людей. И родовитые и неродовитые люди стали играть значительную роль, если только они обладали способностями политических деятелей. Поэтому и официальное положение автора не стало иметь того значения, что раньше. Авторы повестей о «Смуте» - участники событий, а не только их свидетели. Поэтому они пишут о себе и о своих взглядах, оправдывают свое поведение, ощущают себя не только объективными историками, но в какой то мере и мемуаристами. Герои литературных произведений, «спускаются на землю». Новый герой литературных произведений не занимает прочного и самостоятельного общественного положения: то это купеческий сын, отбившийся от занятий своих степенных родителей, то спившийся монах и т.д. Среди повестей XVII века можно назвать «Новую повесть о преславном Российском царстве», «Повесть о представлении князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского», «Повесть о Юлиании Лазаревской» и др.
В XVII веке также претерпевает изменение и жанр исторической повести. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» - поэтическое описание действительных событий: четырехмесячной осады Азова турками в 1641 г. Она возникла в казачьей среде. Ее автором был участник казачьего посольства в Москве Федор Иванович Порошин. Он правдиво и детально описал подвиг донских казаков. Повесть была написана в конце декабря 1641 г. - начале января 1642г. Она явилась своеобразным литературным призывом поддержать героическую борьбу казаков. Казаки совершили героический подвиг не ради личной славы, не из корысти, а во имя своей родины - Московского государства. Высокое чувство национального самосознания, чувство патриотизма вдохновляет их на подвиг. Против 5000 казаков выступает турецкое войско в 300000 воинов. Казаки отбили 24 вражеских нападений. В последней схватке с врагом казаки одерживают победу. В своем произведении Порошин широко использовал образы древнерусской воинской повести и казачьего фольклора. В языке повести отсутствует книжная риторика и широко представлены элементы живой разговорной речи.
|