«Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве
В конце ХIV в. Москва стала тем центром, вокруг которого постепенно объединились другие княжества, образуя единое Русское государство. Выдающимся событием русской истории стала Куликовская Битва (1380г.), в которой русские впервые нанесли огромное поражение татарам. Она показала возможность успешной борьбы с татарами, развеяла миф об их непобедимости и окрылила русский народ надеждой на близкое полное освобождение от ненавистного ига.
Это событие также стало на несколько десятилетий темой литературных произведений. Эта тема получила отражение в летописной повести о Куликовской битве, сказании о «Мамаевом побоище», «Задонщине».
Из произведений, связанных с Куликовской битвой, лучшим в художественном отношении является повесть, озаглавленная «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича». Ни в самом тексте «Задонщины», ни в каких-либо других источниках указаний на время создания ее нет. Многие исследователи датируют «Задонщину» 80-ми гг. XIVв.
«Задонщина» своей композицией и отдельными художественными приемами близка к «Слову о полку Игореве». Автор сохраняет план знаменитой поэмы XIIв. И часто следует ей почти буквально, однако все события здесь рисуются в ином освещении. «Задонщина» - это лирический отклик на Куликовскую битву.
«Задонщина» дошла до нас в 6-ти списках. Автор представляет организаторов и участников героической битвы русский с татарами на поле Куликовом. Он подчеркивает, что победа русского оружия оказалась возможной в результате единства русских князей, собравшихся под знаменами «Великого князя Дмитрия Ивановича».
Неизвестный нам автор «Задонщины» образцом для своего произведения взял «Слово о полку Игореве». От «Слова» зависит план «Задонщины», целый ряд поэтических образов «Задонщины» – повторение поэтических образов «Слова», отдельные слова, обороты, большие отрывки текста «Задонщины» повторяют соответствующие места «Слова о полку Игореве». В «Слове» горе и печаль пришлись на долю русских, в «Задонщине» он отнесены на долю татар. Там земля была засеяна русскими костьми и полита русской кровью, здесь - татарскими; там половецкие девушки пели песни и звенели русским золотом, здесь поют русские жены, звеня золотом татар.
Если в «Слове о полку Игореве» повествуется о поражении русского войска как следствие раздробленности, то в «Задонщине» рассказывается о победе на Куликовом поле как результате единства русской земли, к которому в течение нескольких веков звала русская литература. В «Задонщине» имеется немало самостоятельных поэтических образов. Новое время сказалось в «Задонщине» не только в том, что иначе освещены события, даны новые герои, но и в том, что выражена новая политическая идеология. XIVв. был временем собирания русских земель вокруг Москвы. Автор проникнут идеей защиты Русской земли, и у него понятие «Русская земля» уже отождествляется с Московским княжеством. Поэтому в «Задонщине» на первом плане стоят Москва и московский князь.
Автор «Задонщины» обратился к «Слову» как к образцу с целью сопоставить и противопоставить политическую обстановку на Руси времени «Слова о полку Игореве» (80-е гг. XIIв.) с 80-ми гг. XIVв. Основной идейный смысл «Слова» заключался в призыве автора к русским князьям забыть междоусобные распри и объединить свои силы для борьбы с внешними врагами Руси. Автор «Задонщины» в победе, одержанной за Доном над ордынцами, увидел реальное воплощение призыва своего гениального предшественника: объединенные силы русских князей смогли разгромить монголо-татар, считавшихся до этого непобедимыми. Он переосмысляет текст «Слова» в соответствии с событиями Куликовской битвы и многое вносит от себя.
В 1890 году французский исследователь Л.Леже высказал предположение, что не «Задонщина» подражала «Слову о полку Игореве», а наоборот – «Слово» было создано на основе «Задонщины». Эта гипотеза получила дальнейшее развитие в работах по «Слову» французского слависта А.Мазона, такой же точки зрения придерживался А.А.Зимин. Но сравнительно-текстологический анализ свидетельствует о первичности «Слова о полку Игореве».
В середине XV века было создано «Сказание о Мамаевом побоище» - памятник Куликовского цикла. Сказание сообщает целый ряд подробностей как о подготовке к Куликовской битве, так и о самом сражении, не зафиксированных другими источниками. «Сказание о Мамаевом побоище» построено на контрасте стойкости, мужества, христианского благочестия русских и хвастовства, нечестивости Мамая.
|