Повесть о Горе и Злочастии
Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и воссоединения Украины с Россией в 1654 г. Начинается процесс дифференциации художественной литературы. Особенно большое значение для развитие литературы имели светские повести XVII в.
Касаясь вопросов личной и общественной морали, острых социальных вопросов своего времени, выводя новых героев - обыкновенных людей из демократических слоев, рисуя гораздо более широкие картины русской жизни, эти повести по существу были началом русского бытового романа. Среди бытовых повестей XVII в. С сильным нравоучительным элементом выдающееся место занимает «Повесть о Горе и Злочастии».
«Повесть о Горе и Злочастии» была создана в середине XVII в. Она дошла до нашего времени в единственном списке. Он был найден в 1856 г. А.Н.Пыпиным и в том же году опубликован. Повесть отразила многие коренные изменения, которые произошли в русской литературе XVII в. А они были вызваны значительными историческими событиями, общественными явлениями XVII в. Московское государство в это время переживало экономический, династический, государственный кризис, гражданскую войну, названную современниками " смутой " . Перемены в общественной жизни повлияли на развитие литературы. Стали появляться новые жанры и существенно менялись старые. Появилась демократическая литература, популярная в народе. Литература демократическая оппозиционна феодальному классу; это литература, подчеркивающих несправедливость, господствующую в мире, отражающая недовольство действительностью, социальными порядками. Особое внимание в литературе стало уделяться личности человека, был открыт характер человека со свеми свойственными ему противоречиями.
В демократической литературе на место осуждения человеческих ошибок и проступков пришло сочувствие к страдающему герою. Все эти особенности отразила " Повесть о Горе и Злочастии".
Герой повести необычен - он в отличие от героев предшествующей литературы не князь и не христианский подвижник. Он - обычный человек. И лицо не историческое, а вымышленное. В его судьбе и характере автор выделил нечто типичное, поэтому у героя даже нет имени, он назван просто молодцем. Его жизнь, обыкновенная и грешная, вводится в контекст библейской легенды о грехе Адама и Евы, ослушавшихся бога, от которых и пошло человеческое непокорное племя.
Герой повести, молодец, тоже непокорный, он нарушает заветы, которые ему дают родители, потому что " мал и глуп, не в полном разуме".
Отец и мать советуют ему жить праведно:
Не ходи, чадо, в пиры и в братчины,
не садися ты на место большее,
не пей, чадо, двух чар за едину!
Еще, чадо, не давай очам воли,
не прельщайся, чадо, на добрых, красных жен,
отеческие дочери.
Не ложися, чадо, в место заточное,
не бойся мудра, бойся глупа.
Но молодец отца и матери не слушается, а хочет жить по-своему, " как ему любо ". И с этого отказа от заветов начинается, как показывает автор, падение молодца.
Горе в этом произведении можно рассматривать и как персонифицированную несчастную судьбу героя, решившего жить по-своему, и как олицетворение разлада в душе героя, его душевной драмы, и как воплощение злой действительности, в конфликте с которой герой находится.
Образ героя «Повести о Горе и Злочастии» необычен. Он, в отличие от героев средневековой литературы, отнюдь не идеален. Перед нами простой, грешный человек, не плохой, но и не хороший, часто не привлекательный, но вызывающий сочувствие автора и читателей этого произведения демократической литературы. " Взгляните на человека, - как бы приглашают авторы этих произведений. Посмотрите, как ему тяжело на этой земле! Он затерян среди нищеты одних и богатства других. Сегодня он богат, завтра беден; сегодня он нажил себе денег, завтра прожил. Он скитается «меж двор», питается подаянием от случая к случаю, погряз в пьянстве, играет в кости. Он бессилен побороть себя, выйти на «спасенный путь». И, тем не менее, он достоин сочувствия. Оправдание человека, который с церковной точки зрения не мог не считаться "грешником", было замечательным явлением в литературе.
"Повесть о Горе и Злочастии" - первое в русской литературе стихотворное произведение. Оно написано в традициях устного народного творчества, былинным тоническим стихом. Язык повести не книжный, а живой, разговорный. В тексте используется множество пословиц и поговорок: "Не бойся мудра, бойся глупа", "Не собирай богатства неправого", "Как не стало денги, ни полу-денег, так не стало ни друга, ни полдруга", "Не бывать бражнику богату", "А в горе жить - не кручину быть", "Всегда гнило слово похвально" и другие. Часто используются тавтологические словосочетания типа "украсти-ограбити".
|