Комедия ревизор
Идея «Ревизора» начинается с философско-исторических размышлений Гоголя — автора «Арабесок». В статье «Шлецер, Миллер и Гердер» он пишет о способности (в данном случае Гердера) видеть одного человека как представителя человечества, а позже всю задачу комедии определил он как и решился описать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем«.
Новаторское понимание комического в «Ревизоре» выразилось
- I) через определение сути комедии (правит пьесой идея, мысль);
- 2) в выборе единственного положительного героя — это смех (в «Театральном разъезде» Гоголь скажет, что его никто не заметил);
- 3) в способе создания характеров (они не карикатура, не комедийные типы, в основе каждого — несоответствие своей сути представлениям о себе);
- 4) в создании типа Хлестакова и «родившемся» от него понятии хлестаковщины.
Гоголь никого в комедии не собирался конкретно уничтожать, сатирически разоблачать и т. п. Гоголь через одного человека изображает всех. С «Ревизора» начинается осуществление его нравоучительных тенденций и проявляется притчевость его творческого почерка. В этом причина бессмертия комедии, ее жизни на вечные времена. С этим же связано понимание Бахтиным смеха Гоголя как светлого, положительного. Неслучайно распространено сравнение гоголевского смеха с позицией Сервантеса. Конечно, в комедии есть и чисто комедийные ситуации. Из комедии положений — многочисленные примеры: Бобчинский и Добчинский в каждом своем шаге, письмо губернатора жене на трактирном счете, «соперничество» матери с дочерью и т. п. Гоголь, как и в других, будущих произведениях, блестяще использует ономастику. Но все это было и до Гоголя. Не было гоголевского принципа «общечеловеческого выражения роли», О чем он писал в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“.
Символическая многозначность проявляется в финале — отсюда его различное понимание. Немая сцена (окаменение) начинается в ситуации завязки пьесы: и там, и тут причина одна — приезд ревизора. Таким образом, присутствие ревизора в жизни — жизненная особенность, главное условие. Спорный (или необъяснимый) факт: жандарм, извещающий о приезде ревизора, не назван среди действующих лиц пьесы. Может быть, он начинает новую пьесу, с новыми действующими героями, теми, кто читает пьесу, или зрителями, которые ее смотрят?
Главный герой комедии — Хлестаков, из фитюльки, „с легкостью мыслей необыкновенной“ преобразившийся в того, кем его хотят видеть городничий, чиновники, Анна Андреевна, купцы и прочие персонажи. Он, конечно, не несет в себе никакого трагического элемента. Но понятие „хлестаковщина“ свидетельствует о глубочайшем осмыслении Гоголем и своего времени, и жизненных законов.
Хлестаковщина — это стихия абсолютной безответственности, это культ видимости, дух псевдокультуры, начало безличия, способного приладиться к любым обстоятельствам (В. Маркович). Хлестаков смешон, хлестаковщина — страшна.
С комедией Гоголь связывал светлые надежды, они не могли осуществиться. После премьеры пьесы (весна 1836 г.) считающий себя из понятым писатель уезжает из России в „прекрасное далеко“. Вот что писал по этому поводу в 1993 г. в своей последней статье „О реализме“ Гоголя» Ю. М. Лотман: «Гоголь фактически был не писателем, а деятелем. Он ждал от своих сочинений отнюдь не только литературного успеха, но в первую очередь преображения жизни. Здесь мы подходим к одной существенной черте русской литературы вообще. От раннего средневековья и до совсем еще недавних времен писатель молчаливо подразумевал, что единственным оправданием всей его деятельности является преображение жизни. Сейчас, когда эта вера начинает расшатываться, литература оказывается на трагическом распутье: сохранить ли свою вековую национальную традицию или же превратиться в развлекательное чтение».
|