Мир искусств и художественной литературы
Мир искусств и художественной литературы — это культурное и духовное достояние человечества. Каждый народ богат своей культурой, которая в ярких образах отражает его менталитет и его интеллект и несет в себе элементы общечеловеческих ценностей. Пожалуй, и не сыскать в цивилизованном мире ни одного человека, который бы не был причастен к тому или иному виду искусства. Кино, театр, телевидение, живопись и музыка — постоянные спутники современного человека. Все виды искусства имеют свою духовную и нравственную ценность. Велика цеиа и художественной литературы — источник знаний и учитель жизни — в формировании интеллекта, нравственного уклада и духовного богатства человеческой личности — активного участника в общественной жизни страны. «Какое это счастье — быть грамотным!» — восклицал великий писатель М. Горький, впервые в детстве прочитав пушкинские «Бахчисарайский фонтан», «Евгений Онегин» и «Дубровский».
Художественная литература, равно как живопись, театр и музыка, доставляют вам и радость наслаждения, и ощущение полноты жизии, и чувство своей сопричастности к прекрасному. И в то же время она незаметно, исподволь пополняет ваши знания, способствует формированию характера, взглядов на жизнь, обогащает чувства, пробуждает любовь к прекрасному, учит видеть и понимать безграничные красоты многообразной природы, учит добру, светлому восприятию жизни. Много лет назад поэтесса Анна Ахматова признавалась, что по книгам.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить.
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Художественная литература воспитывает любовь к Родине, зовет молодое поколение служить ее прогрессу и процветанию, прививает такие высокоценимые человечеством нравственные начала, как личная ответственность перед страной и своим народом за совершаёмые поступки и деяния в повседневной трудовой и общественной жизни. Миллионы молодых людей учились жить, любить и трудиться по произведениям А. Пушкина, Толстого и А. Чехова, М. Шолохова и М. Горького, Леонова. «Скольких человеческих душ сформировали эти писатели, сколько людей уберегли от душевного растления... от пошлости, кривляний! Скольких заставили задуматься о смысле жизни и направили на поиски этого смысла!» — писал известный и любимый юношеством режиссер С. Образцов.
Художественные произведения исторической тематики А. Толстого освещающие в художественных картинах и образах важные события прошлых веков и характеры исторических личностей своего народа и народов других стран, помогают учащимся осознать, откуда мы родом и зачем живем, что полезно и нужно делать сейчас для строительства своего будущего.
Художественным образом называется картина жизни, изображенная писателем, проникнутая его мыслями, чувствами и переживаниями. При этом картина жизни всегда не точная копия действительности, ибо писатель — не копиист, а творец. Он повествует не только о том, что и как было, а рисует и возможное, но не случившееся, создает образы и картины, не соответствующие реальной жизни. Например, в баснях, сказках, своеобразно, необычно отображающих действительность в фантастических картинах, писатель иносказательно отражает нравственные, моральные человеческие ценности, осуждает или высмеивает пороки людей и общества, дает свои оценки явлениям и фактам реальной жизни.
Изучая литературу, «вы увидите, как писатели — Пушкин, Гоголь, Толстой, Твардовский — переплавляли материал действительности в чистое золото искусства». Очень точно показал работу творца искусства — писателя, поэта, живописца — известный писатель К. Паустовский: «Каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца — все это крупицы золотой пыли, — писал он. — Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою „золотую розу“ — повесть, роман или поэму». Так обобщенно, в аллегорической форме представил К. Паустовский неустанный, повседневный труд художника, наполненный извечным поиском самого выразительного и убедительного слова и жеста. Таким образом, каждое талантливое произведение это «золотая роза» творца искусства, который никогда не бывает равнодушным к явлениям жизни и к той картине жизни, которую он создает в постоянных поисках «золотых песчинок», выплавляя из них свои сюжеты и образы. При этом он непременно что-то утверждает или отрицает, чему-то восхищается или что-то высмеивает. Вспомним сатирически выписанный образ мужика Дениса Григорьева в рассказе А. Чехова «Злоумышленник», который перед следователем не может взять в толк, почему преступно откручивать гайки на железнодорожных рельсах, которые так годятся для грузил в рыболовной снасти. Мало того, что они веса приличного, да еще и с дыркой — удобно привязывать.
Чтобы сделать книгу учебником жизни, писатель обязан много знать, глубоко чувствовать и переживать; все ценное, увиденное, услышанное или вычитанное им в различных источниках знаний — это его творческое богатство, из которого он черпает материал для своих сюжетов, для образного изображения реальной жизни. Образность — отличительная особенность художественной литературы от других форм познания — физики, биологии, математики... Ученый систематизирует, изучает, объясняет явления и факты природы, открывает законы, выявляет и объясняет причины и следствия, делает выводы и умозаключения. Писатель же представляет действительность в образах, в цельных, законченных картинах.
Выразительно-изобразительные средства у писателя — слова и их сочетания, у композитора — звуки и их сочетания, у скульптора — мрамор, глина, металл, гранит и другие твердые материалы. Под кистью живописца возникает тот или иной конкретный момент жизни, конкретный человек, во внешних чертах которого запечатлены черты его характера или состояние души. Но у него нет средств передать жизнь в движении, в изменении. Писатель же словами может изобразить и конкретный момент жизни и ее течение во времени и пространстве. В произведении герои действуют в различных динамично протекающих событиях: писатель в состоянии изобразить и внешний (видимый) мир, и внутреннее всегда подвижное состояние души человека. Самые сокровенные думы и переживания, сложные характеры людей и сложные отношения между ними подвластны писателю и поэту, оружие которых — словесные образы.
|