Литература Древней Руси
К концу XV века завершилось объединение Северо-Восточной Руси вокруг Великого Московского княжества. Появилось новое сословие — дворянство; крепли торговля, ремесла. Русь утверждала и свою религиозную самостоятельность. Житийная литература этому способствовала, укрепляла княжескую и духовную власть в феодальном строе молодой Руси. В ряде произведений житийной литературы прославлялась личность князя. Утверждалась мысль о его божественной миссии — властелина. Одно из первых произведений житийной литературы «Сказанье о Борисе и Глебе» (XI–XII века).
Позже появляются «Житие Феодосия Печерского», «Житие Александра Невского», «Житие Сергия Радонежского» и многие другие. Церковь заявляла о себе борьбой различных религиозных группировок. Идеологом духовенства крупных церковных феодалов выступил Иосиф Волоцкий. который ставил своей целью укрепить на Руси монашество. Он создает монастырский Устав; на соборе 1503 г. решался вопрос о монастырском землевладении.
Нил Сорский требовал, чтобы у монастырей не было сел, а были бы «черньцы по пустыням». И. Волоцкий доказывал обратное: монастыри — крупные землевладельцы, села и угодья должны принадлежать монастырям. Собор поддержал Волоцкого. В 1589 г. было установлено патриаршество. Патриарх был главой всех церковных организаций и имел большое влияние на светскую (царскую) власть. В 1649 г. был создан Монастырский приказ, в котором государство стремилось подчинить себе церковь. Встал вопрос о проведении церковной реформы.
На Руси был кружок «ревнителей древнего благочестия»: Никон — архимандрид Новоспасский, Иван Неронов — протопоп Казанского собора, Федор Иванов — дьякон Благовещенского собора; провинциальные протопопы: Аввакум, Даниил, Логгин. Они хотели поднять нравственный уровень духовенства, внедрить в церковную практику проповеди на основании русских рукописей, следовать постановлениям Стоглавого собора.
В 1652 г. патриархом стал Никон Он разослал по монастырям и соборам «Память», в которой требовал следовать обрядам греческой церкви (поясные поклоны, троеперстие). Церковь была подчинена светской власти.
Аввакум
На Руси против Никона поднялось движение старообрядчества, идеологом которого стал протопоп Аввакум. Родился Аввакум в 1620 году, в селе Григорове Нижегородской области. Мать женила Аввакума на сироте Настасье Марковне, всю жизнь поддерживавшей своего мужа: «И, видя меня печальным, — сообщает Аввакум в — Житии», — протопопица моя приступала ко мне с осторожностью и сказала мне: «Что ты, господин мой, опечалился?» Я же ей подробно сообщил: — Жена, что делать? Зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? — Связали вы меня!" Она же мне говорит: «Господи помилуй! Что ты, Петрович, говоришь? Слыхала я — ты же (сам) читал — апостольскую речь: „Если ты связан с женой, не ищи разрешения; когда отрешишься, тогда не ищи жены!“ Я тебя вместе с детьми благославляю: дерзай проповедовать слово божие по-прежнему, а о нас не тужи».
Протопоп Аввакум и в жизни и в житии — личность одержимая идеей: «Долго ли мука эта, протопоп, продолжаться будет?» И я говорю «Марковна до самой смерти!» Духовная спутница мужа Настасья — сильная, волевая натура; она и любящая мать и преданная жена Аввакума, который и в земляной тюрьме сохраняет самообладание, руководит единомышленниками, пишет " Житие протопопа Аввакума" — исповедь человека справедливого, убежденного в правоте своего дела.
Он был сослан с семьей в 1653 г. на десять лет в Тобольск, потом — в Даурию. В 1663 г. возвращен в Москву, однако не смиряется и продолжает борьбу с официальной церковью, за что вновь в 1664 г. был сослан в Мезень. Аввакум написал 80 сочинений. 14 апреля 1682 года его сожгли.
|