Лирика и драма
Лирическим произведениям, запечатлевающим, прежде всего, сознание поэта, неизменно присуща субъективность. Лирические высказывания всегда эмоционально окрашены. В них существенно медитативное начало: эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо. Многие лирические произведения представляют собой прямое непосредственное излияние души поэта. Автор размышляет о собственных чувствах, переживаниях, как бы погружая читателя в свой внутренний мир. Это лирика чувства (из творчества Пушкина - "На холмах Грузии", из творчества Лермонтова - «Дума» и многие другие). Прямые излияния души поэта нередки также в стихах гражданского, даже философского характера, например, «К Чаадаеву» объяснение Пушкина в любви к родине и свободе: «Не жалею, не зову, не плачу» С. Есенина — задушевное раздумье поэта о своей жизни.
Лирические высказывания могут быть рассуждениями на общие темы. Это лирика мысли, обсуждающая какие-то проблемы бытия («Деревня»: об антагонизме между народом и его угнетателями, «Прощай, немытая Россия». о голубых мундирах и послушном народе). Описательная лирика воссоздает окружающих людей, вещи, черты наружности человека, раскрывает его внутренний облик, а так же рисует природу ( поэзия Фета, Есенина и Заболоцкого и многих других). Повествовательные стихотворения — это, как правило, предельно лаконичные рассказы о каких-то фактах, событиях, ( «Товарищу Нетте, пароходу — человеку» Маяковского).
В лирических произведениях раздумья лирического субъекта не только раскрывают его эмоциональное состояние и развитие его мысли, но вместе с тем, воспроизводят те или иные явления внешнего, объективного мира.
В медитативно-изобразительных стихотворениях изобразительная их сторона складывается из предметных деталей, воспроизводящих явления объективного внешнего мира, ставших предметом эмоциональных раздумий лирического субъекта.
Особенности драматических произведений
«Организующее начало драматического произведения отмечает Н. Поспелов, — это высказывания самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации». В драматических произведениях отсутствует повествовательно — описательное изображение событий. Драматурги вынуждены «нейтрализовать» изображаемые — придавать повествованию персонажей (даже при показе их частной, домашней интимной жизни) непосредственно публичный характер. Сюжетное время в драме должно поместиться в рамки времени сценического.
Способы сюжетосложения в драме могут быть различными. Драматическому произведению, так же как и эпическому, доступны прямое и косвенное воплощение конфликтов в изображаемых событиях, внешнее, внутреннее действие.
В романе, повести и рассказе могут преобладать эпизоды, которые выявляют состояния равновесия и умиротворенности. В трагедиях воплощаются конфликты, серьезные и глубокие. Многие комедии изобилуют недоразумениями и забавными отношениями между персонажами. Действующие лица трагедии, комедии драм почти все время находятся в состоянии взволнованности и беспокойства, ожидании и тревог.
Драматургический образ полное воплощение находит на сцене «Драма живет только на сцене, — писал Гоголь, — без нее она как душа без тела».
|