Описательно — изобразительная лирика
Пейзажная лирика — это словесное искусство. Поэт изображает виды природы, делает их основными темами своих стихотворений не из-за красоты этих видов, а из-за характерности.
Лирические поэты — пейзажисты всегда интересуются и увлекаются видами природы в их миросозерцательно — идеологической значимости. И в силу различия их идеологического миросозерцания виды природы получают для них соответствующую значимость разными своими сторонами и аспектами, разными моментами своей жизни. Одни поэты питают интерес к утренней и дневной природе, другие — к вечерней и ночной. У одних — расцветающая природа, у других — осенняя, увядающая. Бывает и так, что виды природы с одними и теми же общими свойствами могут вызвать у поэтов с разными идейными исканиями различное, эмоциональное осмысление. Все это переходит от тематики пейзажной лирики к ее проблематике. Примером могут служить «Море» (1822) Жуковского и «К морю» (1824) Пушкина.
В обоих стихах лирик смотрит на море — южное, летнее, теплое. Он воспроизводит его как вид природы и олицетворяет его. У Жуковского «Стою очарован над бездной твоей», в творчестве Пушкина "В последний раз передо мною ты катишь волны голубые".
Осмысление жизни моря у обоих поэтов разное, вытекающее из различия их идеологий, миросозерцания. У Жуковского море " безмолвное" и на вид спокойное, но в глубине своей оно полно тревожной думою. У Пушкина море — свободная стихия. Воспоминания о смерти Байрона и возникший отсюда своеобразный «психологический параллелизм» между морем и умчавшимся «гением» раскрывает эту сторону содержания стихотворения с особенной художественной силой:
Исчез оплаканный свободой,
Оставив миру своей венец,
Шуми, волнуйся непогодой,
Он был, о море, твой певец.
Твой образ был на нем означен
Он духом создан был твоим
Как ты могуч, глубок и мрачен
Как ты нечем неукротим«.
При одинаковости тематики рассматриваемые стихотворения различны по проблематике. У Жуковского жизнь моря осмысляется в свете религиозного идеала, стремлений к потустороннему миру. У Пушкина — в свете идеала вольнолюбия, свободы. Жуковский изображает море с сентиментально-романтическим пафосом, Пушкин — с пафосом гражданско-романтическим.
Для понимания идейной направленности стихотворения следует иметь в виду отмеченное, В. В. Виноградовым, соответствие между «Анчаром» и стихотворением П. Катенина «Старая быль». В этом стихотворении Катенин
в несколько скрытой форме осуждал известные «Стансы» Пушкина, усматривая в них похвалу «царю». Поэтическим ответом на упреки Катенина и был пушкинский «Анчар», свидетельствовавший о верности Пушкина свободолюбивым идеям декабризма. Исторически обусловленное идейно-эстетическое содержание, лежащее в основе «Анчара», очевидно. Чтобы получить выражение, оно должно было облечься в форму конкретного человеческого переживания отражающего противоречие между общественным строем самодержавной России и противостоящей ему эстетическим идеалом свободы и гуманизма.
Лирика как род художественной литературы имеет специфические особенности, весьма существенные для организации восприятия учащихся. Слово в лирике усиленно звуковой окраской, оно отличается смысловой содержательностью, эмоциональной насыщенностью". Основой лирической поэзии, — как отмечает В. Д. Сквозников, — является эмоционально-насыщенная мысль поэта, нашедшая выражение в образе переживания". Специфические особенности лирики: отсутствие в ней сюжета, как законченной целостной системы событий, характеристика героев через переживания, вызывает большие затруднения при восприятии лирического произведения и требует внимательного отношения к работе над словом.
|