Биография - Стендаль (Анри-Мари Бейль)
(1783-1842)
Один из величайших французских писателей XIX века Анри Бейль творил под псевдонимом Фредерика Стендаля (Стендаль - название немецкого города, в котором родился известный немецкий искусствовед XVIII века Винкельман).
Стендаль родился 23 января 1783 года в Гренобле, в семье богатого адвоката. Его дед, врач и общественный деятель, увлекался идеей Просветительства и был почитателем Вольтера. Но с началом революции в семье взгляды очень изменились, отец Стендаля вынужден был даже прятаться. Мать мальчика рано умерла, и семья надолго оделась в траур. Отец не проникался воспитанием сына, доверив его католическому аббату Ральяну. Это привело к тому, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию. Тайно от своего воспитателя он начал знакомиться с трудами философов-просветителей (Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Чтение, а также наиболее сильные впечатления и переживания детских лет, связанные с Первой французской революцией, стали определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего писателя. Расположение к революционным идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века не отстаивал эти идеалы с такой страстью и смелостью.
В 1797 году Стендаль вступил в Гренобле в Центральную школу, целью которой было введение в республике государственной и светской учебы вместо религиозной, и вооружению молодого поколения, знаниями и идеологией буржуазного государства, которое зарождалось. Здесь парень увлекался математикой. По окончании курса его отправили в Париж для вступления в Политехническую школу, куда он так и не вступил. Стендаль прибыл в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть и объявил себя первым консулом. Тогда же начались приготовления к походу в Италию. В 1800 году семнадцатилетний Стендаль вступил в армию Наполеона. Он прослужил в ней больше двух лет, а затем подал в отставку и в 1802 году вернулся в Париж со скрытым намерением стать писателем.
Стендаль был сторонником идеализации Наполеона, что отразилось и в его творчестве. Но его отношение к Наполеону, особенно после захвата последним престола Франции и превращения в императора, было, однако, достаточно критичным. Некоторые замечания Стендаля свидетельствуют о том, как хорошо он понимал деспотичные и узурпаторские стремления Наполеона и какую угрозу он видел в нем для настоящего духа революции.
Стендаль принимал участие в походе Наполеона в Россию в 1812 году, был в Москве, Смоленске, Могилеве, испытал ужасы зимнего отступления французской армии из России. Впечатления о России были чрезвычайно сильны. Он видел героизм русского народа, который защищал свою родину, видел также и жестокий произвол самодержавия.
После падения Наполеона и возвращение Бурбонов во Францию Стендаль едет в Италию, лишь наездами бывая на родине. Стендаль полюбил Италию; эта страна сыграла достаточно большую роль в формировании взглядов писателя. Его привлекала интенсивная общественная жизнь Италии. В 1821 году происходят восстания карбонариев в ряде городов (Неаполь, Турин). Сочувствие Стендаля этому дало двигательные основания правительство обвинить его в принадлежности к восставшим и предложить срочно оставить австрийские владения северной Италии.
Пребывание в Италии оставило глубокий след в творчестве Стендаля. Он с захватом изучал итальянское искусство, живопись, музыку. Эта страна вдохновила его на целый ряд произведений. Это работа из истории искусства "История живописи в Италии", "Прогулка по Риму", новелла "Итальянская хроника". Наконец, Италия дала ему сюжет одного из наибольших его романов "Пармскя обитель".
Пребывание во Франции, где правили ненавистные Стендалю Бурбоны, становится для его нестерпимым. Это отношение писателя к реакции и режиму Реставрации нашло свое выражение в его лучших романах. В 1830 году Стендаль получил от короля Луи Филиппа назначение в Триест консулом, но его не утвердили, как "неблагонадежного", в Триесте. Стендаль становится консулом в папских владениях в Чивита Веккия. Его смелая, независимая мысль, сочувствие революции и якобинизму, атеизм, его преисполненные боевого протеста произведения делали одинаково тяжелым его пребывание как в Италии, так и у себя на родине.
Стендаль чувствовал себя больным, однако достаточно часто ездил из Чивита-Веккии к Рифма. В 1841 году с им случился первый апоплексический удар. Ему дали отпуск, и осенью он опять приехал в Париж, намереваясь пробыть там всего несколько дней. И неожиданно его свалил второй удар.
После смерти писателя вокруг его имени критики создали "заговор молчания". Первым, кто заговорил о нем и заставил обратить внимание на Стендаля, был Бальзак. Называя Cтендаля замечательным художником, Бальзак утверждал, что понять его могут только наиболее возвышенные умы общества.
Творчество Стендаля принадлежит к первому этапу в развитии французского критического реализма. Стендаль вносит в литературу боевой дух и героическую традицию недавней революции. Связь его с просветителями можно наблюдать как в творчестве, так и в его философии и эстетике.
В своем понимании искусства и роли художника Стендаль идет дальше от просветителей и утверждает, что искусство по своей природе социально, оно служит общественной цели. Это положение Стендаль превращает в боевое оружие против искусства в свое время, в первую очередь против классицизма. Его искусствоведческая работа была остро - публицистической. Одной из главных его работ по литературе является "Расин и Шекспир" (1825).
Стендаль подчеркивает, что художник только тогда выполняет свое назначение, когда он ведет за собой общество. Если художники действуют в одиночку, не связанные с массой, они тогда - ничто.
Эстетичные положения просветителей Стендаль развивает в новых исторических условиях - после Французской революции 1789- 1794 годов, в период революции, которая опять назревала, в 1830 году. Через все произведения проходит мысль о важности исторических сдвигов, которые неминуемо отражаются в искусстве. Вся его статья из искусства преисполнена чувством нового. С каждой новой исторической эпохой изменяется понятие красоты, говорит Стендаль. То, которое казалось красивым людям XVII века, уже не может казаться красивым тем, кто пережил революцию 1789 года. Изменяется также и историческая роль писателя. Ценность писателя, убежден Стендаль, определяется не тем, как хорошо он выучил классиков, искусство прошлого, а тем, в какой мере он принимал участие в революционных событиях, в общественной жизни в свое время. Главную ошибку классицистов Стендаль видит в том, что они хотят сохранить то искусство, которое сложилось еще задолго до революции. Новым направлением он считает романтизм - как новое искусство, которое ведет борьбу со всем отсталым, отживающим.
Еще одно важное положение: искусство должно быть правдивым. В романе "Красное и черное" он характеризует роман как "зеркало, которое проносят по большой дороге". Если дорога грязна, если на ней есть лужа, это неминуемо отразится в этом зеркале, и даром было бы обвинять зеркало в том, что оно отражает точно; нужно обвинять дорогу, или, вернее, смотрителя дороги, в том, что он плохо хозяйничает на ней".
Наконец, последний тезис - это необходимость учиться у Шекспира. Стендаль пишет, что романтики никогда не советуют прямо близко драмы Шекспира. Этому большому человеку необходимо наследовать в манере изучать мир, среди которого мы живем, потому что он дает своим современникам именно тот жанр трагедии, который им нужен.
Таким образом, в своих эстетичных взглядах Стендаль является учеником и продолжателем просветителей. их учение он развивает при новых исторических условиях, что налагает резкий отпечаток на его взгляды и обиду, предоставляя им новое качество. Все требования к искусству он выставляет в зависимость от заданий, которые выдвигает революция.
Связь Стендаля с просветительством можно проследить и в области философии, - он был учеником просветителей-материалистов Дидро, Гельвеция, Кабаниса. Особенное место в философских взглядах Стендаля занимает вопрос о человеке. Подобно просветителям, Стендаль утверждает, что человек должен гармонично развивать все заложенные в нем способности и силу, и направлять их на благо родины, родного края, общества. Способность к большому чувству, к героизму - вот качества, которые определяют полноценную личность. Исключительное место в его философии и творчестве занимает проблема страсти. В понимании Стендаля страсть никогда не противоречит уму, а находится под его контролем. Герои романов Стендаля нередко выступают такими же рационалистами в своей любви: Жюльен Сорель, Фабрицио, Сан-северина, даже охваченные сильной страстью, всегда способные оценить свое чувство, свои поступки, подчиняя их уму.
Следовательно, в литературу XIX века Стендаль вносит боевой дух века и революции, веру в ум, в гармоничную личность, культ сильной страсти. Но отстаивая идеалы революции, он вынужден делать вид, что эти священные для его идеалы далеки от современности, в которой торжествует проза буржуазной жизни. Героизм становится ненужным в практике буржуазных отношений, там, где господствует безнадежная тупость, погоня за наживой, карьеризм. В этих условиях человеку сильной страсти, который жаждет героизма, нет места, и он неминуемо вступает в противоречие с буржуазной действительностью. В этом и заключается трагедия главных героев Стендаля. В 20-х годах Стендаль пишет замечательную новеллу "Ванина Ванини", которая вошла позже в "Итальянскую хронику". В ней раскрывается эпизод из истории революционно демократического движения карбонариев в Италии.
|