Биография - Вильям Шекспир
(1564-1616)
Творчество Шекспира, которое выдающийся русский критик В. Белинский назвал "яркой зарей и торжественным рассветом эры нового, настоящего искусства", является наивысшим достижением европейской литературы времени Возрождения. Если могучая фигура Данте помечает собой начало Ренессанса, то титаническая фигура Шекспира венчает его конец и увенчивает его в истории мировой культуры. Наследство его приобрело мировое значение, повлияло на творчество многочисленных художников мирового значения и хранит свою актуальность до нашего времени. Наилучшие театры мира неизменно включают в свой репертуар его пьесы, а роль Гамлета мечтает сыграть каждый актер.
Несмотря на мировую огласку драматургии и поэзии Шекспира, о самом нем известного не так уж и много. Хрестоматийные данные таковы. Родился Шекспир 23 апреля в 1564 г. в Стретфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Учился в местной грамматической школе, где изучали родной язык, а также греческую и латинскую по единственному учебнику - Библии. По одним данным школу не закончил, потому что отец из за финансовых осложнений забрал Вильяма к себе помощником. По другими же, после окончания школы был даже помощником школьного учителя.
В восемнадцатилетнем возрасте женился на Энн Хетауей, которая была на восемь лет старше его. Через три года после бракосочетания покинул Стретфорд. Первые его печатные произведения появляются только в 1594 году. Биографы допускают, что за этот период он некоторое время был актером путешествующей труппы, в 3 1590 г. работал в разных театрах Лондона, а с 1594 вступил в наилучшую лондонскую труппу Джеймса Бербеджа.
С момента построения Бербеджем театра "Глобус", то есть из 1599 г. и до 1621 г. жизни его связано с этим театром, пайщиком и актером и драматургом которого он является. Семья его все это время оставалась в Стретфорде, куда он возвращается, прекратив театральную и творческую деятельность, и где умирает 23 апреля (в день своего рождения) 1612 года в 52 года.
Его драматургическое и поэтическое наследство, в соответствии "шекспировского канона" (первого полного издания произведений Шекспира, осуществленного в 1623р.) состоит из 37 драмы, 154 сонетов и двух поэм, - "Венера и Адони" и "Обесславленная Лукреция". Все драматические произведения Шекспира написаны белым стихотворением с использованием прозы. Сочетание стихотворений и прозы является характерной чертой шекспировской драматургии, предопределенной как художественным материалом, так и эстетичными заданиями.
Творчеству непревзойденного драматурга и блестящего мастера сонета посвященаы тысячи книг. Интересно, что на долю лишь одной, до этого времени, нерешенной проблемы шекспироведения, приходится свыше 4500 трудов. И проблема эта, как ни странно, касается именно авторства шекспировских произведений: кто же их автор - сам Вильям Шекспир или кто-то другой. На сегодня насчитывается 58 претендентов, среди которых фигурируют такие имена, как философ Френсис Бекон, лорды Саутгемптон, Ретленд, граф Дерби и даже королева Елизавета.
Основные анти шекспировские аргументы обусловлены такими фактами. Настоящая фамилия Вильяма, которая значится в книге церковной записи о рождении и которое сохранилось на пяти деловых бумагах в виде корявой подписи, Шакспер, что принципиально отличается от Шекспир. Шекспир - имя смысловое и переводится как "тот, кто потрясает копьем". Появилось оно уже в лондонский период жизни Вильяма, когда он с помощью каких-то знатных покровителей получил семейный герб, на котором был изображен всадник с поднятым копьем в руке. Показательно, что большинство выдающихся в то время шекспировских произведений подписано именем William Shakespeare, которое подчеркивает его смысловое значение и больше напоминает псевдоним, потому что личные имена так не писались. Вызывает удивление, что не сохранилась ни одна строка, написанная рукой Шекспира.
Более серьезные сомнения относительно шекспировского авторства вызывает то, что Вильям нигде не учился, кроме грамматической школы, и нигде не бывал за пределами Англии. В то же время шекспировские произведения поражают непревзойденным художественным мастерством, масштабностью мышления и философской художественной глубиной проникновения в важнейшую проблему бытия. Они свидетельствуют не только о гениальности их автора, но и об энциклопедизме его знаний, которым не владел ни один из его современников. Словарь Шекспира насчитывает свыше 20 тысячи слов, в то время как у Френсиса Бекона лишь 8 тысячи, у Виктора Гюго - 9 тысячи.
Свидетельствуют они и о том, что он знал французский, итальянский, греческий, латинский языки, хорошо был знаком с античной мифологией, произведениями Гомера, Овидия, Плавта, Сенеки, Монтеня, Рабле и много других. К тому же Шекспир свободно чувствовал себя в английской истории, юриспруденции, риторике, медицине, тонкостях придворного этикета, в жизни и привычках знатных лиц. Подавляющее большинство этих знаний в те времена могли быть получены только в университетах, в которых, как известно, Шекспир никогда не учился.
Последняя версия авторства шекспировских произведений появилась у 2004 г. Она наиболее аргументирована и доказательна и принадлежат ученому секретарю Шекспировской комиссии при Академии науки России Ильи Гилилову, который изложил ее в книге "Игра о Вильяме Шекспире, или Тайна Большого Феникса".
Опираясь на многочисленные материалы и новую находку, он доказывает, что за именем Шекспира кроется блестящий молодой аристократ граф Ретленд, близкий друг лорда Саутгемптона. Этих двух аристократов связывало не только социальное происхождение, но и возраст (Ретленд был младше лишь на три года), и пылкая любовь к театру (при их финансовом участии был построен театр "Глобус", где именно состоялась премьера всей шекспировской пьесы).
Ретленд, был всесторонне осведомленным человеком: он учился в Падуанском университете; в списках которого за 1596 год вместе с его именем значатся имена Розенкранца и Гильденстерна, выведенных позже в трагедии "Гамлет"; учился в Кембриджском и Оксфордском университетах; выполнял королевские поручения при коронованных лицах (в частности, возглавлял официальную миссию в Датское королевство в июне в 1603 г.). За И. Плиловим, Ретленд использовал ловкого актера Шекспира, чтобы передавать свою пьесу в театр. С его смертью в 1612 г. завершается и творческая деятельность Шекспира, который в этом же году покинул Лондон и больше ничего не пишет.
Но кто бы не стоял за этим всемирно-известным именем, неопровержимым является тот факт, что шекспировские произведения в своей совокупности с чрезвычайной силой выразительности отбили всю гаму ренессансных размышлений и чувств, - от безоговорочного прославления человека, способного подняться силой своего духа и ума на уровень богоподобного создания, к глубоким разочарованиям и сомнениям в божественности ее природы. В связи с этим творческий путь Шекспира традиционно разделяют на три периода.
К первому периоду (1590-1600) относят драму-хронику (9), комедию (10), трагедию (3), обе поэмы - "Венера и Адонис" (1592), "Поруганная Лукреция" (1593) и сонеты (1953-1598).
Хроника, из которой Шекспир начал свое творчество, была популярным жанром у его предшественников и современников, потому что они отвечали на заостренный интерес публики к своей истории и политической проблеме современности в период напряженной борьбы Англии с Испанией. Друг за другом появляются драма-хроника, особенность которой является умением драматурга масштабно рисовать эпоху живой и яркой краской, совмещая социальный фон с судьбой конкретных персонажей: "Генрих VI, часть 2" (1590), "Генрих VI, часть 3" (1591), "Генрих VI, часть 1" (1593), "Ричард НЕТ" (1594), "Ричард II" (1595), "Король Джон" (1596), "Генрих IV, часть 2" (1597), "Генрих IV, часть 2" (1598) и "Генрих V" (1598).
Параллельно с хроникой Шекспир пишет целый ряд комедии: "Комедия ошибки" (1592), "Укрощения строптивой" (1593), "Два веронца" (1594), "Напрасные усилия любви" (1594), "Сон в летнюю ночь" (1595), "Венецианский купец" (1596), "Много шума из ничего" (1599), "Виндзорские затейницы" (1598), "Как вам это нравится" (1599) и "Двенадцатая ночь" (1600), а также три трагедии: "Тит Андроник" (1593), "Ромео и Джульетта" (1594) и "Юлий Цезарь" (1598).
Общий характер произведений этого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. Гуманистическим пафосом обозначены также поэма и сонеты, которые открывают реалистичностью своей поэтики новый этап в развитии поэзии Ренессанса. Сонеты Шекспира образуют сюжетный цикл, построенный на развитии отношений между поэтом, другом и "смуглой леди". В сонетах появляется сложный и богатый мир ренессансного человека с ее всеобъемлющим взглядом на мир, активным отношением к жизни, богатством душевных чувств и переживаний.
Второй период творчества Шекспира (1601-1608 гг.) обозначен углублением поэта в анализ трагических противоречий человека, которые со всей силой сказались на исходе Ренессанса. Даже три комедии, написанные в это время ("Троил и Крессида" (1602); "Конец дело венчает" (1603); "Мера намерения" (1603) несут на себе печать трагического мировосприятия. Драматургический гений Шекспира полнее всего проявился именно в трагедии этого периода: "Гамлет" (1601), "Отелло" (1604), "Король Лир" (1605), "Мак бет" (1606), "Антоний и Клеопатра" (1607), "Кориолан" (1607), "Тимон Афинский" (1608).
И, наконец, третий, романтичный период, который охватывает 1609- 1612 годы. В это время он создает четыре трагикомедии, или романтичные драмы: "Перикл"(1609), "Цимбелин"(1610), "Зимняя сказка" (1611), "Буря" (1612) и историческую драму "Генрих VIII".В трагикомедиях господствует атмосфера сказочно фантастического, в них добро и справедливость всегда побеждает сила зло. Так "царь драматичных поэтов" (В. Белинский) до последнего своего произведения остается верен светлым идеалам гуманистического искусства Ренессанса.
Среди знаменитых трагедий Шекспира наибольшей популярностью в течение веков пользуются "Ромео и Джульетта" и "Гамлет".
Трагедия "Ромео и Джульетта" была написана в середине 90-х годов, в первый, так называемый, оптимистичный период его творчества, наиболее пропитавшийся ренессансным пафосом веры в человека и ее безграничную возможность. В центре трагедии, как и в написанной в это время комедии, история светлой, романтично возвышенной и самоотверженной любви двух юных героев, которая разворачивается на фоне давней кровавой вражды между их семьями - Монтекки и Капулетти.
Любовь, которая возникает между Ромео, представителем дома Монтекки, и Джульеттой, представительницей дома Капулетти, изображено Шекспиром как прекрасная, хорошая и позитивная сила, которая способна сломать анти человечную вражду старого мира. Любовь пробуждает у Ромео и Джульетты высокое чувство, оно духовно их обогащает и наполняет трепетным ощущением красоты жизни. Шекспир создает один из самых величественных гимнов любви.
|