Композиция литературно художественного произведения
Композиция литературно — художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, мысли, настроение, стремится в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью: ярче раскрывали существенные стороны реальной действительности, вызывали глубокую работу мысли у читателя.
Белинский неоднократно подчеркивал в своих критических статьях значение композиции в раскрытии идейного смысла в литературно — художественном произведении: строго соразмерно распределение роли для всех лиц... законченность, полноту и замкнутость целого, он считал, что эти критерии должны естественно вытекать из единства мысли.
В литературоведении сложились разные точки зрения на проблему композиции художественного произведения. По сей день, нет общепринятого определения самого понятия композиции. Наиболее часто употребляемой является следующее определение:
«Композицией — называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.
Существенную роль в художественном произведении играют заглавия и эпиграфы.
Заглавия — может быть связаны с разными аспектами художественного произведения. Чаще всего с тематикой („Осень“ Пушкина, „Родина“ Лермонтова, „Няне“ Пушкина и многие другие) с образами („Евгений Онегин“ Пушкина, „Обломов“ Гончарова, „Рудин“ Тургенева и другие): с проблематикой („Кто виноват?“ Герцена, „Что делать?“ Чернышевского, „Как закалялась сталь“ Островского и другие.)
Эпиграфы, как известно, представляют второе название. Чаще всего они связаны с идейным смыслом, с идейным содержанием произведений, с характерной чертой того или иного героя. („Береги честь смолоду“, „Капитанская дочка“ Пушкина, "Мне отмщение и аз воздам". «Анна Каренина» Толстого и т. д.)
Лирические отступления составляют вне сюжетные линии, в которых автор выражает личностное отношение к изображаемым событиям, образам, явлениям. Так, Н. Гоголь, изобразив Плюшкина, горестно восклицал, стараясь отвратить читателей от плюшкинского
типа человеческого поведения:
«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог измениться! И похоже это на правду? — Все похоже на правду, все может статься с человеком, нынешней же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество — забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге...».
Иногда лирическое отступление, посвященное какому либо персонажу, сливается с думами и переживаниями другого персонажа, но, тем не менее, дается все же так, что читатель воспринимает его как непосредственное выражение авторских мыслей и чувств. Таким является лирическое отступление в «Молодой гвардии» А. Фадеева, посвященное матери — труженице.
«Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть они были и грубее руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными и я так любил целовать их в темные жилочки».
Это отступление звучит как гимн матери, её великой материнской любви, её трудовым подвигам. Оно помогает полнее и ярче представить значение женщины матери в нашей жизни.
|