Художественный образ, центральное понятие эстетики
Художественный образ — центральное понятие эстетики, поэтому эта проблема является объектом исследования ряда ученых. Среди них немалый интерес представляют работы Лейзерова Н. Л. «Образность в искусстве» (М., 1974), Д. Лихачева «Человек в литературе древней Руси»,( М.-Л., 1958 и др.).
Художественный образ — присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа.). Словосочетание — образ чего-то (войны), кого-то (образ Наталии) и т. д. указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с вне художественными явлениями, поэтому образ — категория, занимающая господствующее место в эстетике. В образе слиты объективно-познавательное, субъективно-творческое начало. Традиционная специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Образ не просто отражает действительность, но обобщает ее. Отсюда верно подчеркивается, что образ есть конкретно обобщенная картина жизни, нашедшая выражение в словесном образе. По Гегелю «образ стоит посередине между непосредственной чувствительностью и принадлежащей области идеальной мыслью „и представляет“ в одной и той же целостности, как понятие предмета, так и его внешнего бытия». Образ представляет единство чувствительного и обобщающего мышления.
Художественная специфика образа представляется не только тем, что он осмысленно отражает действительность, но и тем, что он творит новый, вымышленный мир. Творческая и познавательная природа образа проявляется двояко: 1) художественный образ есть результат деятельности воображения, наряду с объективным, в нем воплощается единичное, субъективное; 2) образ есть результат не только творческого воспроизведение действительности, а активное преображение ее. Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение — такова внутренняя подвижная сущность образа. Образ — это пресечение предметного и смыслового рядов словесно обозначенного и подразумеваемого. У Лермонтова поэзия — «колокол на башне бечевой» («Поэт»), у Ф. Тютчева зарницы — «демоны глухонемые», «ночное небо так угрюмо». Цель образа — преобразить вещь, раскрыть взаимопроникновение самых различных сторон бытия.
Одна из важнейших функций литературного образа — придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. «Поэзия, — писал Г. Э. Лессинг,- располагает средствами возвысить свои произвольные знаки до степени и силы естественных, „поскольку возмещает несходство своих знаков с вещами“ сходством обозначаемой вещи с какой — либо другой вещью» (Лаокоон. — М., 1957,с.437,с.440.)
Специфика словесного образа проявляется также во временной его организации. Художественное время и художественное пространство составляет главную специфику литературного образа. Так как в образе вычленяется два компонента — предметный и смысловой, отсюда возможна следующая классификация образов: предметная, обобщенно-смысловая и структурная.
Предметность делится на ряд слоев. К первому можно отнести: образы — детали, пейзаж, портрет, интерьер. Их отличительное свойство статичность, описательность, фрагментарность. Из них вырастает 2 — образный слой — фабульный, насквозь проникнутый целенаправленным действием, связывающим воедино все предметные подробности — поступки, настроения, стремления- все динамические моменты, развернутые во времени художественного произведения. Третий слой — стоящие за действием и обуславливающие его импульсы — образы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные. Наконец, из характеров и обстоятельств в итоге их взаимодействия складываются целостные образы. Образ судьбы и мира — это бытие вообще.
По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характерные, типические, образы мотивы, топосы, архетипы. Индивидуальные образы созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника. Типичность — высшая степень характерности. Типический образ, вбирая в себя существенные особенности конкретно-исторического, социально-характерного перерастает в то же время границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты, раскрывая устойчивые вечные свойства человеческой натуры. Таковы вечные образ Дон Кихота, Гамлета, Обломова ( эти образы индивидуальные, характерные, типичные — единичные по сфере бытования). Следующие три разновидности: мотив, топос, архетип. Мотив — это образ, повторяющийся в нескольких произведениях одного или многих авторов. Таковы образы метели и ветра у Блока, моря — у Пушкина. Топос («общее место») — это образ, характерный для целой культуры данного периода, данной науки. Топосы «дороги» или «зимы» у Пушкина, Гоголя. Некрасова. Образ «архетип» заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие схемы или формулы человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и в искусстве на всех стадиях его исторического развития (фонд сюжетов и ситуаций, передающихся от писателя к писателю).
Вместе с выделением художественного образа из синкретической целостности мира начинается и процесс его теоретического осмысления. Античный термин эквивалентен понятию — образ «Эйдос». Эйдос — это и наружный вид, облик предмета и его чистая внетелесная и вневременная сущность, идеи, разделяющие новоевропейские теории, подчеркивающие нераздельность в его сущности вида и идеи.
В последнее время в критике получило широкое стремление придавать понятию образа собирательное значение и говорить в этом смысле об «образе коллектива», «образе народа». Характерный пример мы находим в статье Б. Бурсова «Структура характера в „Войне и мире“ Толстого. В ней говорится об образах Болконского, Безухова, выдвигается понятие „демократической России“. Затем формулируется образ народа, как образ народной массы. При этом в» образ народа" входят и образы представителей дворянства, образ народной массы входит в образ нации. Следует упорядочить понимание категории характера, персонаж, действующее лицо, герой, тип. Действующее лицо и персонаж — понятия, при помощи которых мы обозначаем показанного в произведении человека без относительно к тому, в какой мере глубоко и верно они изображены писателем.
Характер — более определенное понятие: мы говорим о характере в том случае, если изображенный в произведении человек обрисован с достаточной полнотой и определенностью. Образное отражение жизни зависит, прежде всего, от того, как художник понимает жизнь вообще, а это, в свою очередь, зависит от исторических условий, в которых он находится. Сохраняя по существу свои общие функциональные свойства, образное отражение действительности практически зависит от своеобразия исторической обстановки. Характер — это тип человеческого общественного поведения, созданный определенными общественными условиями.
|