Интуитивизм
Интуитивизм - одно из наиболее влиятельных направлений эстетической мысли XX века. Его сторонников сближает отрицание плодотворной роли разума в творческом процессе, представление о творчестве как об акте подсознательном, интуитивном. Родоначальник интуитивизма - Анри Бергсон (1859-1941), определивший свою концепцию еще в конце прошлого века. Наиболее значительные его работы - "Память и материя", "Творческая эволюция", "Смех". Бергсон полагал, что разум – надежный путеводитель человека, лишь в практической жизни, ибо он классифицирует предметы с точки зрения той пользы, которую можно из них извлечь, но проходит мимо их бесполезных житейском смысле свойств. От него ускользает эстетическая сторона мира: раскрыть его можно только с помощью интуиции. Отличие от интуитивного познания от рационального, по мнению Бергсона, в том, что оно не преследует утилитарных целей, бескорыстно по своей природе, охватывает жизнь целостно, улавливает индивидуальный облик предметов. Интуиция, которую Бергсон отрывал от сознания, открывает, как ему казалось, путь к художественному творчеству.
В эстетике интуитивизма, несмотря на ее крупные изъяны, есть ценные черты - это стремление определить специфику эстетического познания и восприятия. Бергсон и Кроче правильно отвечают, что искусство в отличие от науки никогда не отвлекается от чувственной формы явления, не разрушает его целостного или индивидуального своеобразия.
Большую популярность в XX веке приобрел ФРЕЙДИЗМ. Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач - психиатр, в работах "Введение в психоанализ", "Толкование сновидений", "Я и оно", "Тотен и табу" проводит мысль о том, что человек находится во власти инстинктов, которые регулируют его деятельностью, в том числе и художественное творчество. Фрейд особо подчеркивает значение сексуальных влечений, которые, как рок, преследуют человеческую личность от колыбели до гробовой доски. Фрейдизм далек от того, чтобы видеть в искусстве отражение действительности. По Фрейду, искусство возникает в результате переключения избыточной сексуальной энергии в образы фантазии. Оно вырастает не на социальной, а на биологической основе и носит бессознательный характер. Все художественные произведения, по Фрейду, имеют сексуальный источник, поэтому они пронизаны сексуальной символикой, и задача литературоведения заключается в том, что замаскировать тот или иной образ – символ, обнажить его сексуальную доминанту. Фрейдизм далек от того, чтобы видит в искусстве отражение действительности.
Широкое распространение в литературоведческой науке получили формалистические концепции. Одной из них является структурализм. Структуралисты В.Кайзер, Э.Штайгер, Р.Барт и другие широко используют статистические методы изучения литературных явлений ( разлагают художественный текст на отдельные микроэлементы – знаки, занимаются их подсчетом, стремясь быть абсолютно точными в выводах), привлекают математику, кибернетику, семиотику. Такие приемы исследования дают положительные результаты в некоторых областях, например в стиховедении. Однако, структурализм не может, применять статистические методы при раскрытии эстетической сущности искусств, что вполне естественно, так как эстетическое содержание в художественного произведения не поддается исследованию ни опытно-лабораторным, ни математическим путем. Отсюда неизбежная узость исследовательского диапазона структурализма. Его не интересует личность художника, характер идеала, все его внимание направлено на форму, которая рассматривается в отрыве идейной направленности.
Что может быть приятней, чем пожелать любимой с утра Доброго утра? На сайте greets.ru это можно сделать при помощи короткого текстового сообщения, смс с добрым утром, обязательно попробуйте этот новый сервис и вашему любимому человеку обеспечен позитивный заряд настроения на весь день!
|