Культурно-историческая школа
Во второй половине XIX века формируется культурно-историческая школа. Родоначальником ее был Ипполит Тэн (1828 — 1893), французский историк и искусствовед. Основные положения своей теории он изложил во введении к " Истории английской литературы" (1863) и в " Философии искусства" (1869). Тэн -философ — позитивист, стремящийся перенести в исследование литературных явлений метод естественных наук. Основное его требование к исследователю- литературоведу — объективность и точность выводов. Тэн -противник субъективистской концепции в литературоведении.. Главная цель ученого-эстетика, по его мнению, заключается в том, чтобы понять природу искусства, творчество писателя, а не творить суд над ним. Тэн считает искусство одной из форм познания действительности. Художник, по его мнению, специфическими средствами раскрывает сущность изображаемого.
Для этого он отбрасывает все случайное, затемняющее характерные черты предмета изображения, формирует его согласно его идеи. Тэн тем самым выступает против копирования жизни, он борется за художественное обобщение, отмечая, что в художественном произведении характер личности выступает более определенно, чем в реальной жизни.
Но он не отдает предпочтения какому либо эстетическому идеалу, уравнивая их в правах. «Все они соответствуют одной из основных граней человеческой природы или одному из главнейших моментов человеческого развития. Счастье и скорбь, здравый ум и мистические грезы... высокие порывы мятежного духа и буйный разгул животного веселья — все великие грани жизни имеют цену. Искусство подводит итог тому, что дает история».
Художник, по мысли Тэну лишь исследует, познает то, что заключено в действительности, он не выступает борцом за определенные эстетические идеи.
Сильной стороной теории Тэна было то, что он поставил литературу в зависимость от общества. Его взглядам присущ историзм. Считая, что искусство обуславливается психикой людей, которая, в свою очередь, определяется их общественным положением. Тэн мыслил материалистически. Но будучи учеником просветителей ХУШ века, конечную причину исторического развития он искал в идеях, в общественной психологии, оказывающих в кругу неразрешимых противоречий.
В России культурно- историческая школа представлена трудами А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова, С. А. Венгерова, А. А. Шахова и др. Ее сторонники выступали с критикой революционно-демократического литературоведения. Они полемизировали с Белинским, обвиняя его, без должных оснований, в том, что, анализируя художественные произведения, он стремился подчеркнуть их воспитательное, эстетическое, а не историческое значение (за превращение истории литературы в " служанку" эстетики), за внимание лишь к авторам классическим — Шекспиру, Гете, Пушкину, Гоголю, — за забвение фольклора и литературных памятников старины. Художественное творчество для Пыпина, Тихонравова и других — это, прежде всего исторический источник, уравниваемый в правах с летописью, основная ценность которого не эстетическая, а культурно-познавательная. «История литературы пишет А. Н. Пыпин — является... историей бытовой и духовной жизни народа, только в более тесном круге произведения слова».
Воспитательные функции художественного творчества в значительной степени обесцениваются. Они превращаются в такое явление культуры, как путешествия, во время которых открываются даже достопримечательности ватикана, или исторические исследования во время отдыха.
|