Теория стиля
Существует лингвистическое и искусствоведческое понимание и определение стиля. В трудах академика В.В.Виноградова в его обобщающей работе «Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика» значительное внимание уделено анализу понятия стиля. В частности речь идет именно об индивидуальном стиле автора, как основной категории стилистики художественной литературы. Говоря об идейно-эстетической обусловленности стиля, автор дает следующее определение: «Стиль – это индивидуально-очерченная и замкнутая целенаправленная система средств словесно-эстетического выражения и воплощения художественной действительности . В 60-е годы проблема стиля была объектом исследования теоретиков, занимающихся вопросами литературы и искусства.
Широкое литературоведческое определение стиля художника как "основных идейно-художественных особенностей, присущих его творчеству (идейных позиций, круга характеров и сюжетов, своеобразие языка) дал академик Л.И.Тимофеев. По мнению ученого «стиль неразрывно связан с индивидуальностью писателя и с наибольшей очевидностью проявляется в его языке. Л.И.Тимофеев рассматривает вопрос об соотношениях стиля и метода: стиль это и есть индивидуальное проявление метода» такой вывод вызвал критическое замечание со стороны ряда теоретиков Г.Н.Поспелова ,Н.А.Соколова и др.
Стиль не только индивидуальное, также как и метод - не только общее, возражали они. И с этим нельзя согласиться. Из обилия книг и статей, посвященных проблеме стиля особый интерес представляет книги Л.Н.Соколова, Г.Н.Поспелова и М.Б.Храпченко. Книга Н.А.Соколова «Теория стиля» вызывает интерес прежде всего тем, что в ней дан обзор существующих концепции, обстоятельно проанализированы стилеобразующие факторы (идейное содержание, метод, жанр), носители и элементы стиля ( средства изображения и выражения, композиция и язык) дано развернутое его определение «Стиль есть художественная закономерность, объединяющая в качестве его носителей все элементы формы художественного целого и определяемая в качестве его факторов идейно-образным содержанием, художественным методом и жанром данного целого».
Книга А.Н.Соколова «Теория стиля» нацеливает на решение задач типологии стилей. Профессор Г.Н.Поспелов также уделяет внимание этому вопросу в работе «Проблемы литературного стиля .В ней он отмечает: " Стиль – есть выражение художественного содержания».Согласно взглядам Г.Н. Поспелова, в стиль входят три главных элемента: язык, композиция, детали предметной изобразительности. Язык – наиболее явный, ощутимый элемент стиля. Сюда относится ритм, интонация, лексика и тропы. Вопрос о стиле рассматривает академик Н.Б.Храпченко в монографии «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы» . Литературный стиль может проявлятся в совершенно разных вещах, допустим даже такую незамысловатую фразу как - школьная форма купить можно преобразить в цельное, глубокое по смыслу предложение. Допустим .По мнению Н.Б.Храпченко, в стиле проявляется своеобразие формы и содержания художественных произведений. «Стиль характеризует не те или иные отдельные элементы формы и содержания сами по себе, а особый характер их сплава».
Стиль – явление не только индивидуальное, но и характерное для творчества ряда художников. В этом случае мы имеем дело со стилевыми потоками, течениями. В индивидуальном стиле каждого поэта в том или ином стилевом течении по своему проявляются черты самого времени и его поэтической трактовки, особенностей понимания и художественного воплощения образа современного человека, качественное различие типа творчества художника, его склонность к различным плодотворным традициям, наконец, своеобразие поэтического языка ( лексики, тропов, ритмики, рифмы).
Стиль- это в общем смысле слова, повторяющееся в многообразии отдельных проявлений, единство основных особенностей, присущих творчеству писателей в целом. Стиль – это единство в многообразии. Стиль улавливается прежде всего в языке, а затем, восходя от языка к характерам и т.д. во всех остальных особенностях его творчества. Стилевые черты творчества писателя проявляется в своеобразии портретов. Рисуя внешний облик действующих лиц, писатель стремится ввести читателей во внутренний мир этих лиц, раскрыть те или иные черты их. Это – наиболее общее функция литературного портрета. Но вместе с тем, каждый большой писатель использует это средство изображения человека, как и все другие средства по- своему, разрешая определенные идейно-художественные задачи. Например, исследователи творчества .Ф.М.Достоевского отмечали, что писатель создает портрет того или иного героя таким , каким он видится другому действующему лицу, то есть передает главным образом впечатление, производимое этим героям на другого. Благодаря этому писатель вводит читателя в сложный внутренний мир как того лица, чей портрет рисуется, так и того в чьем восприятии он дается (сцена из второй части романа Ф.М.Достоевского «Подросток «). Иную роль портрет играет у М.Шолохова для него важно указать на наиболее существенные и постоянные черты своих героев, отметить присущие им свойства качества характера, раскрыть развитие, изменение происходящее в них ( портреты Г.Мелехова, А Соколова и других). Индивидуальные стили писателей – результат длительного исторического развития. Расцвет индивидуальных стилей, их огромное многообразие связаны в основном с развитием реалистической литературы.
Задача анализа стиля выражается в выборе характерного из всей суммы стилевых средств, к которым прибегает автор данного произведения. В стиле каждого произведения живут и противоборствуют две тенденции – объективная и субъективная. Изучение сложного взаимоотношения субъективного и объективного изображения и выражения должно стать одним из определяющих правил стилевого анализа произведения. Художественный стиль, по мнению академика Д.Лихачева, «объединяет в себе общее восприятие действительности, свойственное писателю и художественный метод писателя, обусловленный задачами, которые он ставит» (Д.Лихачев «Человек в литературе Древней Руси».
Следует различать разные значения понятия «стиль». В словаре Ушакова приведены четыре основных значения понятия «стиль»:
1. Совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какой-нибудь художественной эпохи или явления (Архитектурный стиль. Стиль модерн).
2. Система языковых средств и идей, характерных для того или иного литературного произведения, жанра, автора или литературного направления (Стиль Гоголя. Романтический стиль).
3. Характерная манера поведения, способ деятельности, совокупность какой-нибудь работы (стиль Пушкина).
4. Стиль как способ летоисчисления (Старый стиль, новый стиль).
|