Пастернак в творческом восприятии А.Галича
Песня «Памяти Б. Л. Пастернака» по хронологии является первой в цикле "Литераторские мостки". Создавая её, А. Галич ещё не знал, что в последствии родится цикл, посвящённый памяти писателей, пострадавших от советской власти. Стихотворение во многом послужило образцом для создания остальных песен, входящих в цикл. Уже в нём заметны черты нового жанра и поэтические приёмы, свойственные «Литераторским мосткам».
Известны точная дата и место написания стихотворения — 4 декабря 1966г., Переделкино. Неслучайно именно в Переделкине, где зимой 1966г. живёт А. Галич, родились строки, посвящённые Б. Пастернаку. Переделкино — часть пастернаковского мира, реального и поэтического. Здесь Пастернак прожил последние годы своей жизни, здесь же он и похоронен. Галич оказался в атмосфере, проникнутой «пастернаковским духом», и присутствие его ощущал почти физически. Позже, 30 мая 1974г., Галич в последний раз побывает на могиле Б. Л. Пастернака, и тогда ему всё будет казаться, что Пастернак «где-то сейчас ходит, думает, бормочет свои стихи».
Название песни указывает на основной мотив и идейно-тематическое своеобразие. Память — единственная обязанность живых перед мёртвыми и единственное право мертвых перед живыми.
В первых строках песни слышится обличение лицемерия и цинизма всех, кто шёл за гробом Пастернака. Мотив вины в ней — ведущий. Но обвиняет автор и других, и себя:
Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели...
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!
Самоуспокоенность, обличённая в песне, тесно связана с важнейшей для Галича темой молчания. Молчание — преступление. К этому преступлению поэт чувствует и свою причастность, он перестаёт молчать, высказывая открыто своё негодование для того, чтобы обрести человеческое достоинство, а не слиться с безликой массой. Так в песню входит «мотив покаяния». Он реализуется через произнесённое вслух слово-исповедь.
Композиция песни примечательна раздробленностью стиха, его делением на собственно авторские строки и вставочные элементы из произведений Б. Л. Пастернака. Так, в 6 строфе автор использует строки из произведения «Доктор Живаго»:
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
А. Вознесенский увидел в образе метели пастернаковский «символ истории». В том же ключе А. Галич цитирует именно эти строки, напоминающие о катаклизмах природы, общества и истории, о смешении всего и всех, о торжестве тьмы.
Строки Пастернака подчиняют себе дальнейший ритм песни Галича. Поэтический образ свечи возникает по контрасту с описанием писательского собрания:
Нет, никакая не свеча -
Горела люстра!
Антитеза свеча — люстра, где свеча есть символ творчества, а люстра напоминает о казёнщине, задаёт тон дальнейшему лирическому воссозданию событий. Говоря о собрании, поэт пользуется экспрессивно сниженной лексикой, усиливая контраст: «Очки на морде палача // Сверкали шустро!», «И кто-то жрал, и кто-то ржал // Над анекдотом...».
Затем поэтическая ткань разрывается цитатой из «Гамлета» Пастернака, оборванной на полуслове:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку...
Пастернак в стихах Галича словно говорит о пережитых страданиях, нравственных мучениях устами своего лирического героя.
Образ тернового венца: «И не к терновому венцу // Колесованием, // А как поленом по лицу — // Голосованьем! » и чаши страданий сливаются в единую картину мучений поэта.
В последнем четверостишии автор и слушатель словно присутствуют на похоронах Пастернака:
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул...
А над гробом встали мародеры
И несут почётный ка-ра-ул!
Слово ка-ра-ул, записанное по слогам, и синтагматически связанное не только с определением почетный, но и со словом мародеры, содержит в себе явный намек на крик о помощи. Кольцо замыкается, и создаётся впечатление полной безысходности.
Для авторской песни, кроме поэтического текста, важными являются также мелодика и пластика голоса. Возможности голоса используются как ещё один способ передачи авторского отношения к происходящему.
В песне «Памяти Б. Л. Пастернака» судьба героя вписана в трагический контекст истории русской литературы и судеб конкретных писателей старшего для Галича поколения.
-
Ставшая сегодня модная поисковая оптимизация сайта аудит, действительно улучшает бизнес в любой отрасли. Хорошие специалисты, успешная рекламная компания сегодня являются чуть ли не основой маркетинговых ходов всех руководителей компаний крупного и мелкого бизнеса. Во времена Пастернака небыло интернета, о творчестве людей узнавали из уст людей, сейчас же, буквально все можно сделать средствами интернета, в том числе и показать себя миру.
|