О поэме «Мертвые души»
Гоголь писал первый том поэмы «Мертвые души» шесть лет, переделывая написанное десятки раз.
Сюжет романа подсказал Гоголю А.С. Пушкин. Он поведал Гоголю историю похождений авантюриста, скупающего у помещиков умерших крестьян с тем, чтобы, заложив их как живых, получить изрядную ссуду. История путешествующего авантюриста дала писателю возможность описать российскую провинцию, все социальные слои современной ему России.
События, составляющие основу сюжета произведения, происходят при участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета — приезд Чичикова в губернский город N. Познакомившись с влиятельными чиновниками и некоторыми помещиками, он отправляется в поместья Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и скупает у них «мертвые души».
Кульминация сюжета — возвращение Чичикова в город, где все поздравляют его с удачной покупкой крепостных крестьян. Но вскоре авантюра Чичикова раскрывается Ноздревым и Коробочкой. Наступает развязка — Чичиков поспешно покидает город. Его имя окружено самыми невероятными слухами. Но хотя Чичиков принимает непосредственное участие во всех происходящих событиях, сюжет произведения выходит за рамки истории его жизни.
На протяжении всего произведения сам автор выступает как действующее лицо. В многочисленных лирических отступлениях он восторгается родиной, народом. Таким образом, собирательный образ России становится главным героем произведения. Это объясняет необычное жанровое определение «Мертвых душ» — поэма, эпическая поэма, близкая к классическим образцам. В древнегреческой литературе поэмами называли эпические произведения, отображающие жизнь всего народа.
Продумана и подчинена творческому замыслу автора композиция поэмы «Мертвые души».
В первой главе автор знакомит читателей с Чичиковым, помещиками, губернским обществом. В главах со 2 по 6 рассказывается о помещиках и их поместьях. В 7 и 10 главах описывается быт и нравы чиновников губернского города. Далее автор повествует о биографии Чичикова. Заключительная часть посвящена родине, воспеванию ее величия и силы. В лирических отступлениях Гоголь исследует важные общественные вопросы: назначение человека, судьба родины и народа, роль писателя в общественной жизни.
Самое значительное место в поэме занимают образы помещиков. Объясняя замысел поэмы, Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других». Гоголь раскрывает общее в индивидуальном и неповторимом, то есть создает типические характеры. При общих чертах, характеризующих всех помещиков, — нравственное убожество, пошлость, паразитический образ жизни, — каждый из них имеет неповторимые индивидуальные черты.
Наше знакомство начинается с помещика Манилова и заканчивается Плюшкиным. В этом есть своя внутренняя логика — показ процесса деградации человеческой личности.
Характер Манилова долго не удавался автору. В нем много неуловимых деталей, ставших отличительной чертой характера, — бесхарактерность, неопределенность. В нем сочетаются праздная мечтательность, глупое прожектерство и духовная немощь. Слащавость, сентиментальность портретной характеристики составляют основу характера праздного бездельника и пошляка Манилова. Он создает фантастические проекты и не имеет представления о реальной жизни. Автор подчеркивает, что дом и усадьба Манилова пришли в упадок, остатки былой роскоши соседствуют с убогостью обстановки.
После Манилова Чичиков отправляется к Собакевичу, но попадает к Коробочке. И в этом есть определенный авторский замысел — бездеятельный Манилов и хлопотливая Коробочка противопоставлены друг другу, что делает их характеры более рельефными.
По своему умственному развитию Коробочка поначалу кажется ниже всех остальных помещиков. Чичиков метко называет ее «дубинноголовой». Она вся погружена в мир мелочных хозяйственных интересов. Коробочка ведет хозяйство глупо и жадно, озабочена только копеечной выгодой. Она не отваживается продать Чичикову мертвые души не только потому, что боится прогадать в цене, но еще из опасения, что вдруг они «в хозяйстве-то как-нибудь понадобятся». Мир Коробочки узок и убог. Ее стремление к пустому накопительству автор метко отражает в ставшей нарицательной фамилии.
В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, феноменальную способность врать без нужды, неумение доводить до конца любое дело, скандальность. По сравнению с Коробочкой Ноздрев «широкая натура», мот. Он легко проигрывает в карты большие деньги. Но этих персонажей роднит одно: бесцельное существование, духовная нищета, эгоистическая замкнутость на своих личных интересах.
Характер Собакевича раскрывается еще до встречи с Чичиковым. Автор показывает читателям огромный серый дом, напоминающий постройки военных поселений, — грубый, неуклюжий, уродливый. Собакевич, расчетливый хозяин, хитрый торгаш, обладает железной хваткой. Он заботится только о собственной выгоде, наполнении желудка: «у меня когда свинья, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!» — делится он о своих «запросах» с Чичиковым. Грубая животная сила исходит от Собакевича, в его неуклюжем теле «совсем не было души» — отмечает автор. Именно Собакевич сразу понял мошенническую сущность покупок Чичикова, для него это в порядке вещей: извлекать выгоду из всего, даже из мертвых душ.
От Манилова к Собакевичу усиливается деградация, обнищание помещичьих душ, завершающееся повествованием о Плюшкине. Тоскливо описание деревни и усадьбы Заплатанного (так называют Плюшкина окрестные крестьяне) — дом, похожий на склеп, кучи ненужного хлама. Чичиков не сразу понимает, что встретившее его существо («баба или мужик»), похожее на ключницу, сам помещик Плюшкин. Эта путаница также многозначительна — в доме Плюшкин все закрывает на замок и сам он, подобно ключнице, раб вещей.
Гоголь показывает, как Плюшкин превратился в «прореху на человечестве». Когда-то рачительный, бережливый хозяин был примером для владельцев соседних усадеб. Жажда обогащения превратила его в скрягу, он стал подозрителен и жаден, порвал отношения с друзьями, детьми, потому что посчитал, что все это разоряет его. Его жизнь превратилась в сущий ад, постоянный страх за свою собственность, боязнь разориться доводит его до грани психического распада. У него тысяча с лишним душ крестьян, его амбары полны хлебом и припасами, но запасы гниют, а люди умирают от недоедания.
Таким образом, последовательно Гоголь показывает все более глубокое оскудение и моральное падение помещиков. Современники Гоголя высказывали мнение о том, что «мертвыми душами» в поэме являются сами помещики. В каждом из образов раскрыта одна из разновидностей духовной смерти человека.
После глав, посвященных образам помещиков, автор знакомит читателей с обитателями губернского города Миргорода, его обитатели поначалу кажутся различными. Неподвижность, застой быта помещиков противопоставлен суете, хлопотам, страстям губернского Олимпа. Но за различной формой жизни в городе и деревенской усадьбе стоит одинаковая сущность. Как и помещики, так и губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения, ведут праздный образ жизни. В чиновничьем мире процветают подлость, взяточничество, подхалимство, низкопоклонство и чинопочитание.
Рисуя чиновников, Гоголь немногословен. Характер персонажей исчерпывается несколькими штрихами. Образы чиновников даны Гоголем как бы в групповом портрете, так автор показывает, что в их образе жизни нет существенного различия.
Связующим звеном между помещиками и губернскими чиновниками является Чичиков. Павел Иванович Чичиков сквозной герой. Он предстает перед читателями с первой по последнюю страницу, но биография героя помещена автором в последней главе. У Чичикова «темное и скромное происхождение». Отец его из каких-то захудалых дворян. Со школьных лет Чичиков охвачен жаждой наживы, изворотлив. Мешочек с деньгами заменяет ему дружбу, честь и совесть. Служба занимала его как средство обогащения. Если какая-либо махинация заканчивалась крахом, он не падал духом и не испытывал угрызений совести. Главным для него является избежание наказания и разработка планов следующих афер.
Чичиков выработал в себе способность определять сильные и слабые стороны людей и умел быстро приспосабливаться к самым различным жизненным обстоятельствам. Весь облик его неопределенный,черты его неуловимы. Так же многолико и его поведение. Чичиков приноравливается к каждому из собеседников. Это умение позволяет ему завоевать полное доверие в кругу помещиков и чиновников.
Еще больший вес Чичиков приобретает после покупки двухсот с лишним душ и разнесшейся славы о его миллионном капитале. Как пишет ав¬тор: «ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей нисенито, и на людей хороших — словом, на всех действует».
Гоголь приводит читателей к выводу о неразумности устройства общества, в котором появляются и процветают подлецы. Значительное место в романе занимают монологи автора. Лирический пафос достигает наивысшего подъема в конце поэмы. Россия, Русь, представляется автору в образе необгонимой Птицы-тройки: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета...» — восклицает Гоголь.
Поэма «Мертвые души» оставила глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли. Произведение явилось связующим звеном между творчеством Пушкина и творчеством писателей-реалистов второй половины XIX века.
|