Комедия Гоголя — "Ревизор"
Первая половина XIX века при всем многообразии жизненных явлений и событий в России отмечена той неизживаемой и по сей день особенностью: из множества существующих в России зол не меньшим было господство той чиновнобюрократической системы, где царило взяточничество, казнокрадство (т. е. коррупция), ложь, возводимая порой в ранг государственной политики. Пытливый, наблюдательный ум Гоголя все замечал, все видел, все критически оценивал, глубоко понимая, что это зло законов, жестокими юридическими мерами не победить. Нужен такой «положительный герой» в обществе, который бы обладал мощной силой воздействия на носителей этого живучего зла. Этот герой — острое комедийное слово, разящий смех.
И молодой Гоголь принимает решение — посвятить свою жизнь без остатка борьбе против этого зла как самого тяжелого недуга общества.
Против невежества, тупости, грубости, ханжества, подхалимства, коррупции, пошлости, безнравственности, против «всего дурного на Руси» направлено все творчество Гоголя. В его «Ревизоре» все предано осмеянию. Всевозможные и невозможные городничие, ляпкины-тяпкины, держиморды, Хлестаковы, какими обильно наполнены департаменты и прочие государственные учреждения, были крайне возмущены смелостью Гоголя.
И это возмущение сыграло роль откровенного саморазоблачения и самообличения. А «честной народ», лучшая часть людей всего русского общества, восторженно встречали гоголевского «Ревизора». И в этом восторге виделось главное — вся Россия узнала о них и посмеялась над ними вдоволь. А в целом российское общество хоть самую малость, а стало чище, благородней. Такова нравственная цена гениального гоголевского произведения.
Комедия «Ревизор» — одно из наиболее примечательных произведений Гоголя. Пьеса появилась в печати в 1835 году, и всего через год, т. е. в 1836 году, уже была поставлена в петербургском театре.
Самую высокую оценку комедии дал взыскательный и самый авторитетный критик того времени В. Белинский, а также император Николай I, который заметил: «Здесь досталось всем, а больше всех мне».Сюжет комедии предельно прос Построен на совершенно обычной ситуации. В провинциальный городок, затерянный в неоглядных просторах России, должен приехать ревизор. Городничий — глава города, т. е. губернатор, сообщает собравшимся у него чиновникам «неприятное известие: к нам едет ревизор», и что он может появиться здесь «инкогнито», а может быть уже и появился, живет гдени-будь, тайно приглядываясь к порядкам в городе. Но особенно обеспокоило чиновников то, что ревизор при себе имеет какое-то «секретное предписание». «Быть беде, — уверил городничий себя и все свое чиновничье окружение, — всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы». И все чиновники приходят в неодержимый ужас, ибо они мгновенно поняли: их ждет разоблачение с тяжелыми последствиями. И этот страх так ослепляет их, что даже опытный, видавший виды городничий, принимает за ревизора человека, случайно оказавшегося в городе проездом. Зовут его Хлестаков. Это мелкий столичный чиновник. Он едет в Саратовскую губернию к отцу. Не сразу понял Хлестаков ситуацию, в которой он оказался по недоразумению. А когда понял, то разыгрывает перед чиновниками города роль значительной петербургской фигуры, осмелев, даже приударяет за дочкой городничего. И те охотно воспринимают Хлестакова именно таким, каким он хотел быть в их глазах. Этому способствует прежде всего само поведение городничего, который удрученно заявил: «Так уж, видно, судьба До сих пор... подбирались к другим городам, теперь пришла очередь и нашему». Судью города «умного человека» Ляпкина-Тяпкина, видно больше всего поразило употребленное городничим слово «подбирались». Раз «подбираются», значит «министерия» хочет «знать, нет ли где измены».
Так разворачивается в чиновничьей среде подхалимный ажиотаж. Пытаются задарить Хлестакова — кто взятками, кто обедами да пышными приемами, чтобы вызвать к себе доброе расположение «ревизора». Потом, когда все прояснится, когда «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник» потребует городничего «сей час же к себе», он с удивлением и досадой признается, что какую-то «сосульку», затасканную тряпку" принял за значительную личность — за ревизора из центра.
Жизненная основа комедии — сама действительность чиновно-бюрократической России, пребывающей в помещичье-крепостнической раскованности нравов, чинопочитании и слепом угодничестве «значительным» людям. Таким «значительным» увидели они в сущности пустышку Хлестакова, который в комедии выполняет очень важную сюжетно-композиционную роль. Внешне Хлестаков ничего из себя не представляет — обычный, молодой, всем кланяющийся плутоватый чиновник, знающий свое скромнейшее место в бюрок-ратической системе столицы. По точному определению Гоголя, он «лгунишка, и подляшка, и трусишка, и щелкопер».
Хлестаков — это тип российского чиновника. Он воплощает в себе присущие этой трудовой прослойки черты характера — расчетливость и высокомерие, трусливость и изворотливость, бахвальство и лицемерие. Одним словом все то, что обеспечивает выживание в чиновничьей среде столицы и что теперь как нельзя лучше пригодилось в далекой провинции.
Жизненный материал и богатейший художественный вымысел дали возможность драматургу показать весь цвет чиновничьего общества, помещичье-крепостнической России. Перед читателем и театральным зрителем предстает судья — умнейший, почтенный Аммос Федорович (хотя как утверждает городничий, порой «много ума хуже, чем бы его совсем не было») Ляпкин-Тяпкин, уверенный в своей честности и порядочности, т. к. берет за услуги (взятки) не деньгами или там еще чем-то ценным, а «борзыми щенками». Горд судья своей честностью. Судья, прочитавший «пять или шесть книг» за долгую свою жизнь, и «потому несколько вольнодумен». Он всегда «сохраняет в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старые часы, которые сначала шипят, а потом уж бьют». Вот попечитель богоугодных заведений — больниц, детских приютов — почтенный Артемий Филиппович Земляника, «проныра и плут. Он очень услужлив и суетлив», еще и знаток врачевания людей. В отличие от уездного лекаря Христиана Ивановича Гибнер, Земляника совершенно точно знает, что лечить надо способом «ближе к натуре». Он мудро заключает: «человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Здесь же, рядом с Земляникой, другой смотритель, только училищ, Лука Лукич Хлопов — фигура бессловесная, хронически больная страхом перед начальством. Дополняют эту галерею образов городские помещики Петр Иванович Добчинский и Петр Иванович Бобчинский. А далее, как бы за порогом знатного дома городничего, — полицейские Пуговицын, Держиморда, слесарша Февронья Пошлепкина. А над всеми ими возвышается главный из главных — маска городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Под маской губернского величия — малообразованный грубиян, человек плутовской, мастер на обманы себе равных и особенно чином пониже.
Обманутым своей же нелепой фантазией чиновникам казалось, что все идет как нельзя лучше, что «ревизор» Хлестаков, решивший жениться на дочери городничего, — в их руках, что надвигавшаяся было беда с его приездом уже развеялась, как утренний туман. Но случилось то, что должно было случиться — Хлестаков не ревизор, а прощелыга, лихо надувший хотевших быть надутыми чиновников. И вспыхнула свара жестких саморазоблачений и покаяний, насмешек и язвительных упреков.
И в этой суматошной суете, как гром с ясного неба, поверг всех в оцепенение и ужас: нежданно-негаданно прозвучали омертвляющие душу слова жандарма о том, что приехал из Петербурга ревизор и требует немедля прибыть к себе городничего.
Пьеса завершается приемом «немой сцены», когда вся группа персонажей замирает в глубоком оцепенении. Сюжет пьесы, характеры героев, события, представленные в «Ревизоре», основаны на жизненном материале России XVIII века, знавшей множество похожих примеров. «В одной из... губерний, и не отдаленной, был действительно случай, подобный описанному в „Ревизоре“, — писал Г. А. Вяземский. — По сходству фамилий приняли одного молодого проезжего за известного государственного чиновника. Все городское начальство засуетилось и приехало к молодому человеку являться. Не знаем, случилася ли ему тогда нужда в деньгах, как проигравшемуся Хлестакову, но, вероятно, нашлись бы взаимодавцы». Есть и другие свидетельства. С подобным сталкивается Пушкин. Когда то он отправился в Нижний Новгород для сбора материалов (документов, рассказов старых людей, песен и легенд о Пугачеве и др.) о крестьянском восстании и его предводителе. Его приняли в городе за «тайного ревизора». Есть свидетельства, что об этом факте Пушкин рассказал Гоголю, в воображении которого и родился сюжет пьесы «Ревизор».
|