Что такое тематика?
Термин «Тема» употребляется в двух значениях:
Под тематикой понимается жизненный материал, отобранный, обобщенный и осмысленный с идейной позиции автора. Характерная особенность жизни, взятая для изображения.
Синтетически рисуя жизнь, писатель затрагивает целый ряд вопросов, связанных друг с другом. Поэтому идейно — тематическая ткань произведения необычно сложна. Всякое произведение многотемно, много проблемно. Так образ Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» наталкивает читателя на один круг вопросов, Татьяна — на другой, Ленский — на третьи и т. д.
И в пределах каждого из этих характеров, отдельные его стороны, взаимодействуя с другими характерами, ставят пред читателями новые вопросы. Так, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» затрагивает широкий круг современных ему вопросов: оторванность передовой дворянской интеллигенции от народа, положение крестьянства, романтическую беспочвенность и мечтательность и многое другое. Все эти вопросы, в конечном счете, объединены проблемой кризиса личности в дворянском обществе 20 годов Х1Х века.
За множественностью отдельных тем, проблем важно определить основную тематику и проблематику произведения, обусловившую его содержание.
Центральная проблема, поставленная писателем, осмысляется им и получает свою оценку. Главная проблема, которая объединяет вокруг себя, все частные проблемы составляет проблематику произведения.
Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания — тематики, проблематики и идейно — эмоциональной оценки изображаемой жизни. При изучении произведения нельзя сводить идею к четкому ответу на тот вопрос, который поставлен в произведении, как основной. Такой подход к пониманию идеи произведения страдает упрощенностью. Иногда писатель обращается к явлениям, о которых у него самого нет четкого вывода, явления эти еще не определены, а писатель, понимая их важность, в то же время, не может дать ясного ответа на вопрос о том, как к ним относится.
Иногда произведение является для писателя самой постановкой вопроса, на его решение.
Гете, например, отказывался ответить на вопрос об идее «Фауста». «Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею я хотел воплотить в своем „Фаусте“? Как будто это я знаю и могу выразить. В самом деле, хорошая это была бы шутка, если бы я попытался такую богатую, пеструю и высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего Фауста, нанизать на тонкий шнурочек одной единой для всего произведения идеи.»
А когда Гете спросили, какую идею он выразил в «Тассо» он ответил: «Идею? Да почем я знаю! Передо мной была жизнь Тассо». (Эккерман, Разговоры с Гете «Академия» Л. 1934, стр. 718-719).
Об этой же возможности писателя написать произведение, в котором не будет идей в смысле ответа на поставленный в ней вопрос, говорил Чехов: «Требуя от художника сознательного отношения к работе, — вы правы, но вы смешиваете два понятия: решение вопроса и правильная постановка вопроса.
Только второе обязательно для художника. В „Анне Карениной“ и в „Онегине“ не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому только, что все вопросы поставлены правильно. Суд обязан правильно ставить вопросы, а решают пусть присяжные».
Эти положения ни в коем случае не утверждает безыдейность творчества того или иного писателя. Сама постановка вопроса в художественном произведении есть результат идейной оценки писателем жизни, отбора или того, что он считает важным и значительным.
В связи с этим следует отметить, что хотя идейно — тематическая основа представляет, так сказать, стержень произведения было бы неверно воспринимать творческий процесс как прямолинейный переход писателя от идеи к теме, затем и к характерам, которые он подбирает согласно идее.
Писатель идет от опыта, который подсказывает, что данный материал является наиболее интересным и важным, должен быть художественно изображен.
Таким образом, идея оформляется в самом процессе творческой работы, она дана в самом конкретном материале произведения. Поэтому в результате анализа произведения, его характеров и событий, мы всегда придем к тому или иному определению его идейно — тематической сущности. И эта сущность, как мы видим, может быть выражена в самой постановке вопроса.
-
С появлением сайта spb.rabotavia.ru, поиск работы в Санкт-Петербурге стал намного проще. На сайте вы найдете вакансии Санкт-петербура, кадровые агентства Петербурга, а так же каталог работодателей. Сайт будет удобен и полезен как соискателям, так и работодателям. Кроме предложений Питера, на сайте представлены вакансии по многим другим городам РФ.
|