Леся Украинка - жизнь и творчество
Имя Леси Украинки — поэта, драматурга, критика, общественного деятеля — стоит в украинской литературе рядом с такими великими именами, как Т. Шевченко, И. Франко, М. Коцюбинский.
Леся Украинка сочетала в своем творчестве лучшие традиции украинской литературы с достижениями современной европейской поэзии. Облекая свои идеи в образы античных и христианских мифов, она во всех этих преломлениях и аллегориях выражала самые современные и прогрессивные взгляды. Каждый традиционный сюжет она взрывала изнутри, внося в него реальные противоречия действительности. Так, вечный образ Дон Жуана превращен под пером украинской поэтессы в образ борца против всякой рутины, беспокойного и неутомимого искателя свободы. Так, народная легенда о парне, зачарованном лесной русалкой Мавкой, приобрела черты разоблачения мещанства и пошлости. Создавая средневековые и античные драмы, Украинка тем самым приобщала свой народ к сокровищам мировой культуры, совершенствуя белый стих, она обогащала формальные возможности украинской поэзии, развивая социальные и эстетические воззрения, почерпнутые из современной европейской литературы, расширяла тем самым кругозор своих читателей.
Леся Украинка (Лариса Петровна Косач, по мужу Квитка) родилась 25 (12) февраля 1871 г. в городе Звягеле (Новоград-Волынск) в семье, тесно связанной с кругами украинских общественных и культурных деятелей конца 19 и начала 20 вв.
Образование Леся получила домашнее, но необычайно широкое и основательное. Дети в семье Косач изучали все предметы на украинском. Уже в раннем детстве Леся, следуя примеру матери, записывала и собирала народные песни. В молодости, разъезжая по Европе, Леся живо интересовалась фольклором и других народов. Леся в совершенстве владела немецким, французским, польским, русским языками, знала латынь, настолько владела греческим, что составляла матери подстрочник для перевода «Одиссеи». Необычайно одаренная лингвистически, она впоследствии изучила еще английский, болгарский, итальянский языки, а в конце жизни взялась за испанский. Она прекрасно разбиралась в вопросах истории всех времен и народов, в общественных, философских и социальных проблемах своего времени. Когда ее младшей сестре понадобился учебник по истории Древнего Востока, восемнадцатилетняя Леся сама написала его.
Леся росла в литературном окружении. Неудивительно, что она выступила в печати тринадцати лет. Псевдоним «Леся Украинка», данный тринадцатилетней дочке родителями при первой публикации ее стихов в 1884 г., стал с этих пор ее постоянным, неизменным псевдонимом, подчеркивающим национальную принадлежность не только автора, но и всех ее произведений.
К двенадцати годам у Леси начался костный туберкулез. Этот недуг, развиваясь, не покидал ее на протяжении всей жизни и послужил причиной ранней смерти поэтессы. В продолжение всех тридцати лет своей творческой жизни писательница преодолевала тяжелые физические страдания. Вынужденная делать большие перерывы в работе, она остальное время трудилась с необычайным напряжением, создавая иногда шедевры с поистине удивительной быстротой. Так, «Лесная песня» написана в семь дней. Чем больше она страдала, тем сильнее, глубже и плодовитее проявлялось ее дарование. И плодом этого подвижничества явились сто восемьдесят стихотворений, десять поэм, двадцать драм, полтора десятка рассказов, столько же статей — словом, огромное по своей значительности и богатству культурное наследие.
В первом сборнике стихов Леси Украинки живут и развиваются три основные идеи-темы ее лирики: надежда на победу, воля к борьбе и вера в силу поэтического слова — единственного доступного ей оружия. Вызовом было уже само название книжки — «На крылах песен». Идеи воплощены здесь в образы живые, но достаточно отвлеченные, чтобы их социальное содержание видимо было простым глазом. Это и есть творческий метод Леси Украинки. Стремление вдохнуть в отвлеченный образ живую жизнь, облечь его в плоть и кровь, наполнить человеческим содержанием, оставляя его в то же время символом идеи, понятия, — вот как можно формулировать этот метод. Дальнейшее развитие его в применении в большим формам (драмы, поэмы) привело автора к историческим экскурсам в глубь веков. Творческий метод в основном сложился у поэтессы уже в юности и уже первое выступление Леси Украинки было на фоне современной ей украинской поэзии выступлением новаторским не только по содержанию, но и по форме. Это новаторство не возникло из пустоты. Оно черпало формальные традиции в поэзии Шевченко и Франко — писателей, которым свойственно было и активное революционное отношение к действительности, и формальное богатство.
Борьба, трагедия, конфликт — вот основные двигатели бытия, по мысли Леси Украинки и этой идеей борьбы, динамики вечного движения вперед и выше проникнута вся лирика украинской поэтессы. Это основная черта ее стиля, стиля революционного романтизма.
Мотив борьбы за национальное освобождение развивается в громкую и звучную тему, переплетаясь с другой центральной темой — о роли поэта в борьбе народа за социальную и национальную свободу. Эта извечная тема романтиков, тема о взаимоотношениях искусства и жизни, искусства и общества, развита Лесей Украинкой в многочисленных произведениях: раннем стихотворении «Бывает, порою...», в «Чуде Орфея», в стихотворениях «Сон», «Fiat nox!» («Да будет тьма!»), в «Ифигении в Тавриде», в «Ритмах».
Относительно меньшее место в поэзии Леси Украинки занимает так называемая «личная лирика» — темы любви и природы. Природа своей гармонической красотой вселяет в душу поэтессы уверенность в закономерности прекрасного, т. е. справедливого в мире. Недаром с природой связаны у нее самые оптимистические стихи о судьбе своей песни (Пой, моя песня...«), о непреодолимой воле к жизни и борьбе («Отрывки из письма»), наконец, о неистребимой вере в победу над всем злым и несправедливым («Как тяжело...»). Образ бури — один из самых любимых образов Леси Украинки. Один из ее шедевров, гимн силы, отваги и мужества — «В ненастную тучу...» — построен именно на этом образе. Часто тема природы переплетается с темой любви. Органического, совершенного единства это переплетение достигает в поэме «Изольда Белорукая» и в знаменитой драме-феерии — «Лесная песня», где на нем построен весь драматический конфликт. На стихах о природе и любви больше всего отразилось непосредственное влияние поэтики украинского фольклора. Пейзажные циклы, даже самые ранние («Звездное небо», «Крымские воспоминания», «Из путевого блокнота»), отделаны с необычайной тщательностью и поражают разнообразием размеров, изысканностью строфики и рифмовки. Именно эти стихи наравне с переводами западных поэтов явились той школой, в которой было выковано изумительное стихотворное мастерство Леси Украинки, двинувшее далеко вперед украинское искусство версификации. Наряду с проблематикой лирического творчества оригинальность ее стиха, достигнутая в первый период литературного развития, явилась подготовкой к переходу на высшую ступень мастерства — к драматургии.
Стремление к обобщениям, идейность, прежде всего идейность, — вот основная причина появления в драматургии Леси Украинки новых интерпретаций вечных образов и странствующих сюжетов. Наиболее интересно развивается тема свободы в ее интерпретации сюжета о Дон Жуане — в драме «Каменный хозяин». В отличие от всех своих предшественников и, пожалуй, в противовес одному из них — Пушкину — украинская поэтесса меньше всего занята «донжуанизмом». Центр внимания автора в этой драме — проблема социальная, проблема свободы личности и борьбы против всевозможных условностей, которыми окружена личность в обществе. Та же тема свободы и борьбы развивается в замечательной миниатюре «В катакомбах». «На поле крови» — одна из наиболее характерных драматических поэм Леси Украинки с точки зрения ее метода работы над историческим и легендарным материалом. Беря какую-либо мифологическую или историческую тему, она обычно решала ее реалистически. В этом отношении ее драматургия ближе всего к «Маленьким трагедиям» Пушкина с поправкой на те достижения исторической науки, которыми Пушкин еще не мог располагать. Этот принцип реалистического раскрытия противоречивой эпохи и трагедии образов позволял Лесе Украинке исторично и глубоко проникать в сущность национальной психики народов, жизнь которых изображена в ее пьесах.
Проблемы религии так или иначе затрагиваются в нескольких произведениях — миниатюре «В катакомбах», в драме «Руфин и Присцилла», сцене «Иоганна — жена Хуса», драматических поэмах «Адвокат Мартиан», «Одержимая», драме «В дебрях». Драма «Руфин и Присцилла» содержит разоблачение фанатизма и сатиру на первых христианских клерикалов (образы Парвуса, епископа, дьякона); в сцене «Иоганна — жена Хуса» затрагивается тема брака и его христианских устоев, а кроме того, раскрывается тема национального угнетения и колониализма; драма «В дебрях» содержит не только сатиру на пуритан, но и гораздо более широкую — проблему взаимоотношений художника и общества, или, еще шире, интеллигенции и революции.
Какова сила искусства, близкого народу и служащего ему, поэтесса показала в драматической миниатюре «Чудо Орфея». Орфей противопоставлен массе и стоит вне ее и над ней. Такая постановка вопроса вообще была свойственна Лесе Украинке, которая миссию поэта рассматривала как жертву. Смысл упомянутого выше стихотворения «Сон» в том и заключается, что спаситель человечества должен принести в жертву людям свою жизнь, личное счастье, даже посмертную славу. Такой подвиг может совершить лишь существо, поставленное над толпой, личность, одаренная «божией искрой» и тем выделенная из всего человечества. Но именно в силу этой исключительности, избранничества поэту-пророку, Прометею, герою произведений Леси Украинки, не удается разжечь огонь в сердцах людей, донести до их сознания свет своих идеалов. «Избранник», он говорит с народом на разных языках. Отсюда трагическая коллизия большинства драм, в которых герой (пророк Элеазар, пророчица Тирца, Кассандра, Ричард Айрон) противопоставлен не понимающему его народу. Отсюда и ноты неверия в свою силу в лирике Леси Украинки. Отсюда, наконец, одиночество и трагизм большинства подвижников — героев Леси Украинки. Ричард Айрон, воспитанник и певец Возрождения, одинок и погибает, не понятый окружающими («В дебрях»). Пророчицу Тирцу народ забрасывает камнями («На руинах»), поэт Антей кончает самоубийством («Оргия»).
Огромное место в творчестве Леси Украинки занимают образы женщин. «Женским вопросом» поэтесса пристально и неотступно занималась всю жизнь. Эта тема проходит сквозь большинство ее произведений, от «Русалки» до «Оргии» и занимает большое место в ряду ее теоретических изучений. Для Леси Украинки идеал женщины — «искренняя, истинно свободная по духу Корделия», ее идеал семьи — не ригористический «чистый брак», а «простые и дружеские отношения между мужчиной и женщиной». Она отнюдь не сторонница теории эмансипации. Все героини ее произведений предельно женственны, обладают огромной силой чувства и не противопоставлены мужчинам. Свое равенство с мужчинами они обретают не путем получения внешних, общественных, социальных или этических прав и привилегий, а силой и цельностью своего характера, своими общечеловеческими качествами. Донна Анна побеждает Дон Жуана силою своего ума и характера, но при этом она не перестает быть женщиной, обаятельной и своенравной, даже капризной. То же можно сказать и о Белорукой Изольде, которую чувство толкает на поступок внекатегорный. Литературная традиция, к которой восходят характеры героинь Леси Украинки — это героини Тургенева, Некрасова, Толстого, но в отличие от своих предшественниц, Донна Анна («Каменный хозяин»), Кассандра (одноименная драма), Мавка («Лесная песня»), Мириам («Одрежимая»), Тирца («На руинах») выступают уже как носительницы общечеловеческих черт, в характере которых женское начало не доминирует. Наибольшей силы в изображении женских характеров достигла поэтесса в своих поэмах «Вила-посестра» и «Изольда Белорукая» и пьесах «Лесная песня» и «Каменный хозяин». Каждое из этих творений заключает в себе женские образы необычайно выразительные, оригинальные и новые по самой своей сути. Героини этих произведений — натуры цельные, исполненные благородства и внутренней красоты. Ум и тонкая психологическая организация ставят их вровень с мужчинами, а часто и выше их. Трагедии их — трагедии больших чувств и широких устремлений.
Творческий метод Леси Украинки — метод романтизма. В рамках этого метода на протяжении своего пути она обращалась к самым различным жанрам. Сказка («Лесная песня»), символическая драма («Осенняя сказка»), обработка «странствующих сюжетов» («Каменный хозяин», «На поле крови», «Кассандра», «Ифигения в Тавриде», «Вавилонский полон», «Вила-посестра», «Что даст нам силу и др.) — все эти жанры широко использованы и разработаны Лесей Украинкой. Использованы ею и многие изобразительные средства и формальные приемы, прочно вошедшие в традиции европейского романтизма (прием контраста, исключительность характеров, экзотичность сюжетов и т. д.). Своеобразие ее романтизма прежде всего в цели, которую автор ставит себе при отходе от непосредственного изображения действительности. Эта цель — осмысление явлений современности в наиболее обобщенной форме. Отсюда и реалистичность, жизненность решения большинства сюжетов, трактовки характеров.
Пьесы Леси Украинки (особенно последние) сценичны и превосходно, мастерски написаны. Острый, живой диалог, развитая интрига, выпуклые, яркие характеры, наконец, виртуозный белый стих делают их благодарным материалом для театра.
Воспитанная на лучших образцах украинской культуры, творчески воспринявшая достижения русской и мировой литературы своего времени, Леся Украинка принесла с собою новые жанры, новые формы стиха, породнила украинскую литературу с мировыми образами и сюжетами, вывела из «хуторского» состояния украинскую драматургию, обогатила язык. Без Леси Украинки невозможен был бы поразительный расцвет современной украинской поэзии.
|